С 13 октября 2017 г. по 17 января 2018 г. в московском Музее русского импрессионизма проходит ретроспективная выставка «Михаил Шемякин. Совсем другой художник», посвященная творчеству самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина.
В состав экспозиции известного мастера вошли работы из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них: Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения впервые показаны широкой публике.
Михаил Федорович Шемякин – коренной москвич – родился в купеческой семье, дед художника – знаменитый фабрикант Алексей Абрикосов, основатель кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А.И. Абрикосова сыновей» (теперь это концерн «Бабаевский»). Способности к рисованию художник унаследовал от своего другого деда М.И. Шемякина, талантливого художника-самоучки. В 1892 году Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у Валентина Серова и Константина Коровина. От них художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, представлен на выставке.
Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» – сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».
Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире своего тестя, чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В этой квартире мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье. Среди представленных на выставке работ портретам музыкантов отведено особое место: здесь портреты тестя художника Ивана Гржимали, композитора Александра Гедике, скрипача Франтишека Ондржичка, виолончелистки Ханы Любошиц, певицы, солистки Большого театра Надежды Салиной.
Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника). Во многих произведениях, написанных после 1904 года, активно проявляются черты импрессионизма, источником которого послужила живопись Константина Коровина. Учитель и ученик были очень похожи по темпераменту. Коровин высоко ценил французских мастеров импрессионизма и говорил: «Выше импрессионистов художников не было и нет». Яркие и очень живые картины «Мать и дитя», «Мать и дитя на солнце», детские портреты словно пронизаны солнцем, завораживают сложной игрой света и тени. Особое место на выставке занимает потрет деда художника Алексея Абрикосова. По свидетельству современников, портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: «Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали». Работа находится в собрании Третьяковской галереи, но ранее нигде не выставлялась.
Особого внимания на выставке заслуживают женские портреты. Среди них можно выделить многочисленные образы жены художника, «Даму в светлом» — портрет сестры Людмилы Шемякиной, портрет Анны Егоровой. Но самыми «импрессионистическими» кажутся образы натурщиц. Шемякин не раз писал любимую модель Валентина Серова — Веру Калашникову. В ретроспективе представлено 3 портрета этой натурщицы, и все они отличаются тонкими и нежными оттенками, точной проработкой фактуры, некоторой стремительностью (за счет широких и экспрессивных мазков кисти).
Ярким композиционным пятном на выставке стал типологический портрет с элементами жанра «Московский извозчик», написанный на огромном полотне, в необычной для художника яркой цветовой гамме и отличающийся мощной импрессионистической выразительностью. Картина имела большой успех на 39-й передвижной художественной выставке. В ней автор прославил извозчиков, дежуривших у консерватории на Большой Никитской улице.
Невозможно представить себе выставку Михаила Шемякина без гиацинтов. К ним у художника была особая любовь: он не раз писал эти нежные цветы, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать весенними цветами.
Судьба сводила Шемякина со множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к творчеству художника. Так, однажды Маяковский назвал его «реалистом-импрессионистом-кубистом». Как реалист, Шемякин не позволял себе искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре аналитически. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни живопись импрессионизма была ему ближе всего.
После революции 1917 года художник активно занялся преподавательской деятельностью: он принимал деятельное участие в организации в Москве рабфака искусств, где был преподавателем рисунка и живописи. С 1918 года Шемякин – профессор первых Свободных государственных мастерских, Вхутемаса и Вхутеина, преподавал в Военно-инженерной академии и Полиграфическом институте.
Имя Михаила Шемякина незаслуженно забыто в наши дни, и Музей русского импрессионизма решил восполнить этот пробел в отечественном искусстве. Изюминкой выставки стал аудио-спектакль, созданный по сценарию Юлии Поспеловой и подготовленный студентами «Мастерской Дмитрия Брусникина» по мотивам дневниковых записей сына художника, М.М. Шемякина. Так называемый саунд-променад, то есть звуковое сопровождение просмотра живописных произведений, значительно дополнил и обогатил представления посетителей о целом пласте жизни и творчества художника, внесшего весомый вклад в формирование русского-советского искусства.
Юлия Шапченко
Фото: Николай Кушниренко
Текст подготовлен по материалам МРИ