Фото:
Академический театр оперы и балета им. С. Айни в Душанбе
Недавно, в Москве в беседе с таджиком, не помню, к сожалению, имени его, затронули тему, вернее, он с горечью сказал, что вот, мол, все считают, что надо судить о том, как живет Таджикистан, по тому, как и сколько чего стоит, чего и сколько построили, а культуру в расчет не берут и не все знают что все разрушено: Оперный пустует, спектаклей нет, народ вообще не знает о своем национальном искусстве, позабыл про театры, книги и т.д.
Я сидел понуро и, несмотря на свою болтливость, не имел чего возразить, был так сказать – не в курсе. И когда позвонил Ирадж Айни и сказал: ака Алексей у нас сегодня в Маяковском (Русском драматическом театре) будет спектакль по сценарию Тимура Зульфикарова я (бе гап) собрался и поехал. К началу, в 16.00 я успел тютелька в тютельку. Вошел (вход свободно – бесплатный) и сразу увидел анфас Устода Тимура он сидел в том месте, где ряды расходятся, в проходе, в середине зала. Выглядит наш Устод — как огурчик, а ведь уже 79-ть!!! Мы обнялись (я удостоился этой чести) и он по своему обыкновению стал причитать, указывая на меня своим соседям, двум седовласым муйсафедам – великий ходок, великий человек, великий путник,… всегда где бы мы не встретились он неизменно хвалит меня именно таким образом… К моему удовольствию оба муйсафеда судя по всему знали обо мне (типа кто я такой) и попозже я побеседовал с одним из них о своих планах.
Начался спектакль, необычно что все участники действия сидели вокруг сцены в течении всего спектакля, кроме того почти все они участвовали в музыкальном сопровождении (дойра, рубаб, свирель). Как я понял, лишь один из них был действительно музыкантом и не участвовал лично в постановочных сценах, кроме тех сцен, где все участники спектакля танцевали по замыслу постановщика. Возможно, это так сейчас принято, но лично мною такая постановка (расстановка актеров) была увидена впервые (в театре я ещё больший дилетант чем в журналистике, я не хвастаюсь этим, а пытаюсь объясниться заранее, если что-то не то сморожу охи)! Примерно в течении полутора часов (бе танафус) шел спектакль, в зале наполовину примерно заполненном, была (стояла) мертвая тишина. Никто не болтал, не шептал, не зевал,… лишь изредка слышались смешки, восторги, аплодисменты (это в местах, где эмоции зрители уже не могли сдержать, я так думаю). Контингент зрительский был очень разнообразен: были дамы в национальных платьях и с покрытыми головами, много детей, молодежь совсем уж европейская (несмотря на таджикское 100% происхождение) довольно вольно одетая, были чисто русские хорошо одетые мужчины, видимо посольского или бизнесменского пошиба, были просто люди определить статус и национальность которых я не смог, просто хорошие, судя по всему, люди – зрители. После окончания театрального действа, после шквала аплодисментов и хвалебных выкриков в адрес Устода Тимура Зульфикарова – автора сценария (народ неистовствовал), Устод поднялся на сцену и совместно со всеми актерами и главным режиссером сделал, как говорят у них в театре – комплименты! В театре так и говорят – делайте свои комплименты!!!
Хорошо одетые европейцы (возможно русские) один был даже в дарвазской тюбетейке, преподнесли участникам и Устоду – цветы.
В общем, классическая театральная концовка, как принято в лучших театрах Ландона (клянусь честное слово)! Я пожалел, что моего земляка рыдающего по типа разоренной театральной таджикской сцене и об умершем, убиенном таджикском театральном искусстве, мягко говоря и судя по всему произошедшему не совсем правого в своих суждениях, нет со мной в этом зале, афсус! И пусть это был даже единичный случай, профессионализм актеров и режиссуры наталкивает на мысль, что создать и поставить такое без репетиций, таланта, набора исполнителей, средств и прочая – не воз мож но. Только каждодневный труд и желание, и наличие множества других факторов дает такую возможность и такой результат. Короче – все было профессионально! А значит жизнь таджикского – русского театра имени Маяковского не то чтобы бьет ключом,… но родник светлого, святого театрального русскоязычного искусства не иссяк, напрочь, это уж точно, на моей любимой таджикской земле и я этому рад.
Устод поднявшись на сцену, сказал: такого Вы не увидите нигде, не в Москве, ни в Европе, ни в Америке. Сейчас время бесовское и театр, как и кино, и пресса, и писатели, и поэты в основном идут на поводу бизнеса, денег, гонораров, двойных стандартов… политиков!
Чистого искусства, чистого бесхитростного искусства, ради самого искусства,… ради человека, счастья человеческого, ради профессии – человек, писатель… сценарист, актер, режиссер, ради зрителя, как главного участника любого театрального действа, почти не осталось. Остались так называемые шоу основанные на прибыли, зрелища в основном сексуально – полицейско – политического характера! Чистый образ человека, как Божьего создания… закидан купюрами различного достоинства до такой степени, что его уже почти не видно… извечные, завещанные нам предками человеческие ценности извращены до невозможности…
Я, конечно же, не цитирую Зульфикарова… просто пишу как я его понимаю. Я читаю его произведения давно и нить его рассуждений и переживаний по поводу засилья банков, денег, зла… мне близка, дорога и знакома. Надеюсь прочтя эти строки Устод не найдет извращения Его идей, иншаАллах!
После спектакля Ирадж позвонил еще раз, он не смог присутствовать лично у него в этот день была выставка книг. Ирадж является заместителем директора Фонда имени Садриддина Айни. Мы встретились и поехали в чайхану Рохат, любимое место отдыха Устода Тимура. Но пока собирались,… Тимур с друзьями уже покинул чайхану. Устод любитель тишины и определенного общества близких друзей, я так понял, как впрочем и все мыслители и великие таланты. Шум толпы я так думаю, его не вдохновляет, а утомляет и мешает думать о судьбах человечества… и творить!
Вообще-то хочу открыть некую тайну (язык мой – враг мой): я очень громогласен, очень импульсивен… меня, как говорится, очень много. Тимур при наших редких встречах минут через пять общения, объятий и поцелуев говорит обычно так: Алексей я так от тебя устал. Так что кратковременность наших встреч сама по себе благо и для меня и для Устода, я спокоен за его нервы, а он лишен возможности переживать моё громогласное общество.
Ирадж повел меня в малюсенькое кафе, где собираются его друзья и как я понял, где ему приятно и спокойно. Но перед этим мы поехали к нему домой, а живет он неподалёку от чайханы Рохат, рядом с домами президента, прокурора, в своем родовом, деда Садриддина нашего национального героя, доме! Было уже темно и, нас остановил патруль: трое в защитной форме с автоматами и прапорщик гаишник в обычной милицейской форме. В связи с последними событиями (Вахдат, поворот аэропорта) патруля в таком месте не быть просто не могло. Началось все как обычно: кто, зачем, куда, почему с российскими номерами? Боясь что мы застрянем надолго я не сразу понял почему гаишник, показывая мне мои же документы и улыбаясь при этом спрашивает,… а что здесь написано? Читаю мои права — Авганов Алексей, он вытаскивает из нагрудного кармана что-то и сует мне под нос, темно ни фига не видно, а он талдычит – читай дед! Кое как прочел – Авгонов написано и написано это… на его водительских правах! Оказывается он полный мой однофамилец, да еще и земляк кулябский, точнее ховалингский!
Мы обнимались как однополчане видевшие смерть в глаза: долго и крепко, по мужски. Я от того, что понял, нас отпустят с миром, а он как потом сам сказал от гордости, что и в Москве есть, живут люди с ЕГО фамилией. Так как потом объяснил нам он сам, не мог поверить что я – таджик думал что у русского тоже такая фамилия.
Я читал где то про Душанбе спитч написанный талантливо и с любовью, типа Душанбе это город где официанта называют – таго и так далее, очень душевно написано. И добавляю — Душанбе город, где гаишники радуются, если у водителя такая же фамилия, как и у них…
Теперь могу и ещё добавить… мало того, что корнем слова Душанбе я считаю не является «ШАНБЕ» вернее у таджиков – да является, по русски же по моему… корень этого слова «ДУША»…, я считаю правильнее будет так и почему то я уверен, что так еще никто не думал и не писал, потому что для меня Душанбе это не только вторая суббота, это на дари, а по русски, по моему, по сынасвоегоотцовски — Душанбе это… моя, наша — таджикская Душа…
Душанбе – пойтахти халки точ,икон, умеди халк, гах,вораи истиклол, гавхари шахри чахон!!!
Омин! Аминь!
В маленьком кафе с подачи моей, поддержке друзей Ираджа и посетителей, организовался маленький стихотворнотворческий вечер Вашего покорного слуги – сына своего отца. Уставший от умолчания, горящий желанием донести свои стихи до таджиков на родной земле, я в столице своей Родины, наконец — то купался в комплиментах, скажу не в обиду никому, впервые я принимал такие отклики из первых рук на таджикской земле. В России почти не осталось городов, где бы не было моих книг, моих встреч с таджиками, а вот в Таджикистане, увы, это пока первая и единственная спонтанная творческая встреча. Я понял, что мои стихи доходят до земляков, восторг был неподдельный, меня снимали на телефоны, а кафе уютно – малюсенькое и было то всего за вечер человек 10ть, но зато как они меня воспринимали! Бармен — девушка Оля из Куляба, чисто русская, молодая, красивая и прекрасно говорящая на таджикском, это еще одна выигрышная фишка в мой прекрасный вечер с внуком Великого Айни – Ираджем и его друзьями. Худо ба Шукур! Слава Господу нашему!
Алексей Авганов