В Государственном центральном музее современной истории России открывается выставка «Русский реализм. XXI век», сообщает Eвразия FM со ссылкой на culture.ru.
Экспозиция включает работы современных художников в технике от классической живописи до видеоарта и произведения 1920–30‑х годов из собрания ГМСИР.
Обе эпохи, представленные на выставке, — и 1930-е годы, и пятилетка 2010–2015 — схожи тем, что в эти периоды радикальный авангард (1910-е и 1990-е годы) теряет актуальность.
Панковская борьба с идеализмом и академизмом окончена, подзабытая за время революционного бардака живописность набирает силу, возвращая термину «реализм» оттенок философской универсалии.
Истинный реализм, по словам Л. Толстого, описывает не правду того, что есть, а правду того, что должно быть, что близится к нам, но которого еще нет.
Сегодня стрелка художественного барометра колеблется вокруг идеалистической «нормы» — искренней, жизнеутверждающей правды, к которой апеллируют художники как довоенного, так и нашего поколения.
Работы 15 художников прошлого столетия и 25 художников XXI века в залах Музея современной истории России не только разворачивают широкую стилистическую палитру реализма, но и позволяют провести прямую связь между различными направлениями реалистического искусства двух столетий.
Силовые точки, на которых фокусируется внимание художников, обнаруживают внутреннее единство реалистического метода и его готовность к вызовам современности.
«Эта выставка — об искусстве XXI века. Мы делали ее, опираясь на работы из собрания Музея современной истории России, которые написаны несколько десятилетий тому назад.
В этом нет противоречия, ведь сказано не сегодня: те, кто верит, будто существует лишь эфемерное мгновение, ускользающий миг «здесь и сейчас», а остальное лишь представление, — марионетки. Добро пожаловать в реальность. Не менее фантастическую, чем реализм».
Куратор проекта, арт-критик и искусствовед Арсений Штейнер
Индустриальное будущее пишут Константин Богаевский («Днепрострой», 1930) и Антон Чумак («Ковчег», 2015).
Один сюжет повторяется у Петра Котова («Домна № 1», 1931) и Андрея Помулева («Тотем», 2014). Золотые флаги Алексея Беляева-Гинтовта («Атлантида. Всплытие», 2015) вновь напоминают о «большом стиле» прошлого века.
Выставка «Русский реализм. XXI век» демонстрирует значимую тенденцию в современном русском искусстве: возвращение фигуративного искусства, сочетающего в себе опору на традицию, внимание к реальности и этическую позицию, в авангард художественного процесса.
Восприняв и переработав культурный багаж модернизма, в XXI веке реализм вновь занимает лидирующие позиции в изобразительном искусстве.
Открытие состоится 9 октября 2015 года в 18:00. Время работы выставки — с 10 октября по 1 ноября 2015 года.