Любишь – значит живешьВ последний день 40-го Московского кинофестиваля была показана психологическая кинодрама «Тень», снятая по повести Аркадия Красильщикова «Влюбленный в тень» режиссером Дмитрием Светозаровым («Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности и др.).

Фильм рассказывает о современном бизнесмене, строительном магнате Борисе Гордине (Михаил Пореченков). Слово «тень» означает «отражение предмета», по сути, «копию», «силуэт», но черный…

Лейтмотивом фильма проходит грустная, лирическая мелодия оперы В. Беллини «Сомнамбула» (термин, кстати, означает раздвоение личности), близкую по настроению герою фильма, под которую он размышляет, релаксирует в кресле-качалке. Он уже давно не такой, как в юности, а добившийся материального успеха благодаря собственным силам. Но у него, по сути, нет жены, детей, друзей, лишь подчиненные. В его огромном доме нет детских голосов, цветов… Есть уверенность, что «у всего в жизни есть копия» и чувство скуки. И вот эту-то «копию», всколыхнувшую его душу, он хочет найти, увидев портрет актрисы — бабушки своей учительницы (красивая возрастная актриса Валентина Нейморовец). У нее он в гостях он настоящий, чувствует себя молодым, с целью в жизни. Настоящий, немертвый он, когда прыгает с парашютом, занимается штангой (вспомним фильм «Поддубный», где он сыграл заглавную роль), когда смотрит кадры с «копией» той дореволюционной актрисы и когда у него загораются и теплеют глаза. Глаза Пореченкова – доминанта роли – то человека, равнодушно ушедшего в себя, то исповедально страдающего, но, к счастью, способного полюбить.

В картине есть эпизод, когда бизнесмен Гордин спускается в метро. Это снято в черно-белом варианте. Он вышел на поверхность совершенно подавленный. Людей множество, а он один-одинешенек. На двери вагона написано: «Не прислоняться» как предупреждение не лезть в чужую жизнь. Эта же надпись есть в электричке, где едут Вика (Варвара Щербакова) и ее новый друг – бывший заключенный, молодой писатель, которого искренне и талантливо сыграл Петр Логачев.

Не это ли формула вожделенной свободы, бескрайнего неба, к которому так стремится Гордин? Фильм начинается его десятым прыжком с парашютом и заканчивается новым, обреченным, в никуда, когда даже дергать за кольцо не хочется. Глаза любимой актрисы заставляют его вспомнить о жизни. Жаль, не показали прекрасные глаза, «которые не купишь», ее двойника – Вики. Но все же он видит, как она склонилась над ним.

Героиня Вика, у которой мать сидит в тюрьме, в начале фильма цельная, гордая, самодостаточная, реальная. Но тема искушения получить миллионы делает ее мятущейся, неинтересной. Видя, как Гордин избивает парня, она бежит от этой жестокости. Зачем тогда возвращается?

Очень понравился персонаж Юрия Стоянова. В кинофестивальном фильме «День до…» он тоже играет творческого человека, но самоуверенного, самовлюбленного, готового идти по головам. Здесь же его незадачливый кинорежиссер симпатичен своей жаждой хоть раз в жизни состояться, а потом «и помереть не жалко».

В фильме нет четкого банального хэппи-энда. Если выживет герой, то да здравствует сказка о Золушке, о воскресшей Прасковье Тулуповой (мраморной Галатее из старого фильма М. Захарова «Формула любви»). Если нет, то за такие глаза «и помереть не жалко». Интересно, что фамилия режиссера – Светозаров – в данном случае символична: свет побеждает тень, надежда дает жизнь.

Это кино хочется пересматривать, вслушиваться в диалоги. А вот днем ранее был показан также психологический триллер «Селфи» режиссёра Николая Хомерики по сценарию Сергея Минаева, основанный на его романе «Духless 21 века. Селфи». Селфи – это та же копия. Главного героя — популярного писателя и телеведущего Владимира Богданова (Константин Хабенский), внезапно заменяет абсолютный двойник. Он отнимает у Богданова работу, славу, жену, любовницу и справляется с его ролью куда лучше оригинала.

Снова Москва, богемный представитель ее «тусовки», далекий от народа, на которого навешали всяческие титулы и достижения. Хорошая иллюстрация того, что даже успех не делает тебя счастливым, если ты сам не понимаешь — что тебе для этого нужно. И резюме: если ты замешан в скандале, то тираж твоих книг только увеличится.

А этот фильм пересмотреть не хочется. Тяжелый, беспросветный…

Елена МАРТЫНЮК

Любишь – значит живешь