Лариса Преториус:  «Фестиваль – это моё детище и теперь мне никуда от него не деться»Двадцатый раз прошёл этим летом на кубанской земле единственный в своём роде Всероссийский фестиваль визуальных искусств. Ежегодно более трех тысяч детей и подростков, десятки актёров, режиссёров, продюсеров и журналистов принимают участие в этом замечательном празднике искусств в ВДЦ «Орлёнок», где проходит фестиваль. Мы привыкли к тому, что фестиваль – это актёры, режиссёры и их фильмы, которые они приезжают представлять на фестивале, но не задумываемся над тем, какой огромный труд предшествует подготовке и открытию фестиваля, кто, когда и какими средствами организовывает это грандиозное мероприятие.

Сегодня эту завесу приоткроет нашим читателям основатель и бессменный Генеральный продюсер Всероссийского фестиваля визуальных искусств, Заслуженный работник культуры, член Союза кинематографистов России, Лариса Константиновна Преториус.

— Лариса, в этом году вашему фестивалю визуальных искусств исполнилось 20 лет. Это огромный срок. Такого рода фестивалей нет больше нигде в России, да наверняка, и ни в какой другой стране. Расскажите, пожалуйста, как вам пришла идея организовать такой фестиваль? С чего всё началось?

— Вообще-то фестивальным движением я занимаюсь уже 25 лет, если вести исчисление с «Артека». Но, впрочем, по порядку. Вся моя жизнь практически связана с кино и работой в кинотеатрах. Сначала была администратором, потом стала директором кинотеатра детских и юношеских фильмов «Салют», где кроме кинопоказов организовывала различные творческие встречи, вела для детей образовательную и просветительскую работу, долгое время была председателем Совета директоров московских кинотеатров для детей и юношества.Потом в стране начался кризис, и кино перестали снимать. С кинотеатрами стало твориться, бог знает, что. Наступили, так называемые, рыночные отношения, которые в период становления, приняли самые уродливые формы. Надо было заполнять этот вакуум, как-то выживать. В итоге, я занялась самостоятельными проектами, и первой в нашей стране стала делать кинофестивали для детей. Вначале это был фестиваль во Всесоюзном детском лагере «Артек», где я проработала несколько лет. Но там возникли некоторые проблемы морального плана, о которых мне не хотелось бы сейчас говорить, и я ушла оттуда, и решила начать всё с начала – открыть фестиваль воВсероссийском детском центре «Орлёнок». На это меня «подбил» режиссёр Владимир Грамматиков, который и стал первым Президентом этого фестиваля.

Когда мы в самом начале приехали сюда, мы нашли здесь всего два больших экрана, против пяти артековских. Ну, какой тут фестиваль? И тут пришла идея Дмитрию Наумову режиссёру-мультипликатору, который тоже начинал с нами вместе (забегая вперед, скажу, что он у нас уже много лет возглавляет жюри в номинации «Анимационное кино»), сделать такой синтез больших и малых экранов, то есть кино, телевидение, компьютерные игры, фотокросс. И мы назвали этот фестиваль – «Фестивалем визуальных искусств».Он был совершенно другого формата. Почему мы решили сделать фестиваль синтетическим? Мы подумали, что, жизнь развивается, идёт вперёд, дети не ограничиваются только просмотрами кинофильмов, их интересует и многое другое. И задачей нашего фестиваля стало – знакомить детей не только с современными направлениями в кино, детскими игровыми и анимационными фильмами, но и с организацией телепрограмм, достижениями в области фотоискусства, информационных и компьютерных технологий, словом, с последними достижениями в сфере всех визуальных искусств. Таким образом, наш фестиваль стал единственным такого рода мероприятием для детей в нашей стране.

— И дело сразу пошло?

— Ну, не сразу, конечно. Столько сил пришлось приложить. Поначалу было очень трудно, ведь пришлось всё начинать с нуля. Когда я приехала первый раз в «Орлёнок», мне стало страшно, там не хватало очень многого для работы фестиваля. Мы завезли туда компьютеры, открыли компьютерные классы, установили интерактивные доски, оснастили современной техникой кинозалы, и многое другое. Отношение к нам со стороны предыдущей администрации Детского Центра поначалу было насторожённым, но мы всё преодолели. В конечном итоге, мы нашли с ней общий язык и взаимопонимание. Ну, а с новым Генеральным директором ВДЦ «Орлёнок» Александром Васильевичем Джеусом у нас прекрасные деловые и творческие отношения, которые продолжаются вот уже 16 лет. Мы отлично понимаем друг друга и хорошо взаимодействуем.

— Потом поменялся президент фестиваля. Почему?

— С Владимиром Грамматиковым мы проработали вместе лет шесть. Потом он стал директором киностудии им. Горького, к тому же он решил ещё открыть небольшой детский фестиваль «Бумеранг», и совмещать всё это ему было чрезвычайно сложно. И мы решили утвердить на должность президента фестиваля Дмитрия Харатьяна, который к тому времени был уже вице президентом. Он – человек творческий, был молод, энергичен, популярен. Я видела в нём большой потенциал. Он часто выручал меня, помогал в делах, и я была уверена, что это самая подходящая кандидатура для президента нашего фестиваля. И не ошиблась, все эти годы мы успешно работали с ним рука об руку. С ним было легко работать, мы понимали друг друга с полуслова. Всегда находили контакт. Я уважала его за открытость, талант, желание всегда помочь. Он занимался своим «участком», я – своим. Каждый обладал большим опытом в своём деле. Словом, мы хорошо дополняли друг друга. Да и дети в «Орлёнке» его тоже очень хорошо воспринимали. Мы проработали с ним 12 лет. Но, к сожалению, в последнее время у нас началось некоторое недопонимание, которое переросло в разрыв, и нам пришлось расстаться. И вот уже второй год президентом фестиваля стал Борис Юрьевич Грачевский, который до этого был вице президентом фестиваля. С ним мы хорошо сработались, у нас полное взаимопонимание. Я знаю, что он всегда, если нужно, подставит плечо, помогает находить спонсоров, решаети финансовые проблемы. Да и в творческом плане у нас нет с ним никаких расхождений. В общем, работаем в одной связке.

— Как развивался все эти годы фестиваль? Каких успехов вы добились?

— За это время фестиваль очень сильно вырос, и стал уже совершенно другим, мощным и интересным во всех отношениях. Вы это видели, одна грандиозная церемония открытия фестиваля чего стоит. Это же незабываемо!Я уверена, что такое событие навсегда останется в памяти у ребят. А какая чёткая организация, всё проходит всегда без сучка и задоринки. Конечно, многое здесь зависит от руководства «Орлёнка», его бессменного Генерального директора Александра Васильевича Джеуса и его заместителей, которые всегда нам протягивают руку помощи во всём, и всегда готовы к взаимодействию с нами. Что же касается творческой составляющей, то, это, безусловно государственный детский театр «Домисолька» и его художественный руководитель Иван Жиганов и композитор Ольга Юдахина, с которыми мы вместе уже много лет. Вместе с ними мы сделали уже одиннадцатый музыкальный диск «Магия кино», который каждый год посвящается какому-нибудь известному композитору или поэту. В этом году он посвящен Юрию Энтину – замечательному поэту, песни, на стихи которого спели «домисольки» вместе со звёздными гостями фестиваля, наторжественной церемонии открытия и закрытия фестиваля. Это также знаменитыйдетский музыкальный театр «Непоседы», под руководством Елены Пинджоян, отметивший в этом году своё 25-летие. Я их всех люблю и очень трогательно к ним отношусь. Но и, безусловно, хочется отметить костяк нашего фестиваля, людей, которые из года в год приезжают на фестиваль,готовят творческие номера для концертов, исполняют песни, активно участвуют во всех мероприятиях и творческих вечерах. Это известные актёры театра и кино, музыканты и исполнители песен – Валерий Ярёменко, Татьяна Абрамова, Ольга Хохлова, Ирина Лачина, Наталья Хорохорина, Татьяна Залужная (Любаша), Григорий Гладков и др. У нас здесь уже, как одна семья, в хорошем смысле этого слова. Здесь рождаются дети, они здесь растут, развиваются, и, уже сами дети выступают на фестивале, как полноценные артисты, многие потом обретают творческую профессию.

Перелистывая страницы двадцатилетней работы фестиваля можно много чего вспомнить интересного и смешного, грустного и весёлого. Но давайте о серьёзном. Сейчас у нас шесть номинаций: «Кинематограф», «Режиссёры XXI века», «Анимационное кино», «Телевидение», «Фотокросс», «Гордая профессия моя». И всё же главнымна фестивале являетсядетское кино. Хотя, конечно, меня не меньше волнует развитие всей нашей визуальной продукции для детей, и для меня важно показывать детям именно нашотечественный визуальный продукт. Но, говоря о кино, мы просто обязаны создавать хорошие детские фильмы, показывать детям наших героев и воспитывать на этихобразах наших детей.Но, к великому сожалению, наш детский кинематограф пока «буксует». Хороших детских фильмов очень мало. И это печально. Каждый раз нам с трудом удаётся отобрать хорошую, качественную кинопродукцию для детей. Например, в этом году из 20 представленных фильмов, мы отобрали только девять. И даже некоторые уже отобранные фильмы не совсем отвечают необходимым требованиям, но мы их берём, за неимением лучшего.Вы знаете,что наше жюри состоит из детей, которые проходят жёсткий отбор. Решение, кому присудить то или иное место решают только они, и окончательное слово всегда за ними, а председатели жюри, которые представляют профессиональные актёры и режиссёры, имеют только совещательный голос. Поэтому жюри у нас честное, не ангажированное, и никто не может нас обвинить в необъективности или ещё в чём-либо. В этом году мы усилили наше жюри, ивзяли почти на каждую номинацию по два сопредседателя. Это было сделано с целью ещё большей объективности в оценке номинаций, более активной и плодотворной работы с ребятами.

— Как происходит отбор фильмов для фестиваля, и какими критериями вы руководствуетесь при его отборе?

— Кинотеатр детских и юношеских фильмов «Салют», директором которого я являюсь уже около тридцать пяти лет – один из немногих в столице, где юные москвичи могут увидеть замечательные сказки, на которых выросли их родители. А подростки – приобщиться к шедеврам мирового кинематографа из фондов столичного Музея кино. Мы очень внимательно также отслеживаем и показываем в кинотеатрепоявляющиеся немногочисленные новинки, ориентированные на детского зрителя. Лучшие из этих фильмов также отбираются на фестиваль. Фильмы, отобранные к показу на фестивале, должны быть высокохудожественными, умными, добрыми и нести нравственное начало. Вот главный критерий. Мы также стараемся отбирать на фестиваль разножанровые фильмы.
.
— Происходят ликакие-то изменения на фестивале из года в год, например, меняется ли его концепции, направление, может быть добавляются новые номинации?

— Конечно! Фестиваль – это живой организм, и в нём нет ничего застывшего. Можно сказать, что ни один фестиваль не бывает похож на предыдущий. Всегда бывают какие-то новшества, позитивные изменения. К нам приезжают творческие люди, и всегда полны всяких интересных идей, которыми они охотно делятся, здесь рождаются новые подходы, возникают и закрепляются новые традиции, об этом можно очень долго рассказывать.
Например, у нас очень интересная номинация «Фотокросс», которую дети очень любят. В этом году она проводилась при поддержки компании «Proland», представляющей осветительное оборудование «Logogram». Партнёром выступил производитель фотоаппаратов «Olympus», предоставивший призы на детский и взрослый конкурсы. А компания «Wacom» в качестве призов для победителей фотокросса предоставила графические планшеты. И мы им очень благодарны.

В этом юбилейном году мы приготовили очень много новинок, несмотря на тяжёлое финансовое положение. У нас появились новые, очень интересные партнёры – ФондКПД-СТО(Культурно-Просветительное Движение Содействие Творческому Образованию). На фестивале был реализован социально-ориентированный кинопроект по профориентации молодёжи «Гордая профессия моя». Идея этого интересного проекта была разработана Фондом и будет реализована для справочника профессий, создаваемого профессиональным медийным порталом техношоупарк.рф. Инициатива ориентирована на повышение престижа рабочих и инженерных профессий в России. Ребята с огромным энтузиазмом включились в творческую работу по созданию тематических видеороликов по выбранным профессиям. Под руководством взрослых они создавали видеоролики о разных профессиях, где доступным, ярким, современным киноязыком раскрывали её суть и заинтересовывали своих сверстников в её выборе. Работая над мини-фильмами, ребята получали не только огромное удовольствие от работы, но и большую пользу для себя, осваивая профессиональную кинотехнику, приобретали навыки сценариста, режиссёра, оператора.

В прошлом году, например, у нас появилась номинация «КомпМультПост», где с участием ребят создавались короткие анимационные сюжеты.Работа проводилась в технике ротоскопирования, когда основа для будущего фильма снимается на видео, а потом кадр за кадром последовательно раскрашивается руками художников. В рамках этого направления ребята вместе с председателем детского жюри, режиссером Дмитрием Наумовым, в прошлом году создали короткий анимационный сюжет с использованием 300 детских рисунков. В этом году ребятами был осуществлён специальный проект, где каждый ребенок, отдыхающий в «Орлёнке», а их более трёх с половиной тысяч за смену, нарисовал по одному кадру, и таким образом был собран гигантский фильм. Подобных случаев в истории анимации не было, чтобы такое количество художников одновременно работало бы над одним фильмом. Сейчас мы оформили заявку на внесение этого фильма в Российскую книгу рекордов Гиннеса, и соответствующие документы уже поданы на рассмотрение.

В этом году и дети, и взрослые приняли участие в еще одном очень интересном проекте –в съёмках фильма «Красная шапочка. Онлайн». Который затем будет транслироваться по онлайн видео. В общем, всего не пересказать,что делается на нашем фестивале.

— А вы как-то взаимодействуете с фестивалем, который проходит в «Артеке»?

— Нет, никак не взаимодействуем. Нам порой бывает обидно, что со стороны государства отношение к нам разное, мы считаемся вроде, как младший брат «Артека», на правах пасынка. Только непонятно по каким параметрам идёт этот счёт? «Артек» всегда был в фаворе у государства, и финансировался всегда и по сей день, гораздо лучше, чем наш «Орлёнок», хотя, с нашей точки зрения, это не совсем оправдано. Когда я уходила оттуда, там работали от семи до пяти больших экранов, там не нужно было ничего придумывать. Да они ничего нового и не придумали за это время. У них даже остались те же номинации, те же названия призов, что в своё время мы ещё придумали двадцать пять лет назад. Наш фестиваль гораздо мощнее и сильнее, разнообразнее, ярче, у нас гораздо больше номинаций и всяких других мероприятий. И я это говорю с полной ответственностью, потому что сама там начинала организовывать и всё знаю, что к чему. И по численности фестиваль в «Артеке» гораздо меньше, их посещают, как мне сказали, человек 30-35, в то время, как даже в самые кризисные времена к нам приезжают по 150-160 человек, а в былые годы и до 200 доходило. А финансируется их фестиваль на порядок выше. Разве это справедливо? Но нас выручают наши спонсоры, которых мы находим каждый год, хотя, конечно, нам очень тяжело бывает порой. Вот, например, этот наш юбилейный фестиваль вообще был на грани срыва из-за финансовых проблем. И, если бы не президентский Грант, который мы выиграли в самый последний момент, не знаю, как бы мы, и на что вообще провели фестиваль.

— Фестиваль, очень затратное мероприятие?

— Провести фестиваль – очень сложное дело. Затрат, безусловно очень много: и финансовых, и интеллектуальных, и человеческих ресурсов. Чтобы создать творческую, радостную атмосферу на фестивале, приходится прикладывать много усилий, организовывать труд десятков людей. Ну, вот, к примеру, по традиции, каждый год к началу фестиваля актёрами театра, кино и эстрады совместно с детским музыкальным театром «Домисолька» мы выпускаем новый диск под названием «Магия кино», посвященный творчеству того или иного композитора, или поэта. Наши диски в разные годы посвящались творчеству Крылатова, Пахмутовой, Зацепину, Гладкову…В этом году диск был посвящен творчеству поэта-песенника Юрия Энтина. Это тоже достаточно затратное дело. Ведь мы делаем большой тираж, чтобы одарить дисками всех участников фестиваля. Но мы и работаем ради того, чтобы доставлять детям и взрослым радость и удовольствие. И это только одна, не самая большая часть расходов, а сколько их ещё!

— Есть ли дополнительные службы, помогающие в работе фестиваля?

— Конечно! Нам помогает весь коллектив, работающий в «Орлёнке», а это 48 подразделений, и все службы задействованы на обеспечение фестиваля. Здесь, и питание, и служба безопасности, и все транспортные вопросы, и ремонтно-строительное управление, отвечающее за подготовку декораций, оформление стадиона и других площадок, и местная пресса, и мн. др.

— А что даёт фестиваль детскому центру «Орлёнок»?

— Проведение фестиваля такого рода с участием «Орлёнка» и на его территории престижно для ВДЦ, это знаковое событие, это всегда праздник, которого дети ждут. Здесь собирается за одну смену более трёх с половиной тысяч детей, отличные условия, хорошая инфраструктура, есть залы, открытые и закрытые площадки для проведения такого фестиваля. И главное, это интеллектуальная составляющая: сюда едет масса интересных, творческих детей и взрослых, которым интересно общаться, есть, что сказать и показать детям. Многие дети открывают для себя здесь много нового, и впоследствии определяются со своей будущей профессией. Таких примеров у нас много. Ведь многие ребята участвуют здесь в качестве членов жюри в различных номинациях, пробуют себя в роли юных журналистов, киноведов, фотографов, компьютерщиков и пр. А в этом году ребята даже попробовали себя в качестве режиссёров, сняв небольшие видеоролики, с участием наших актёров, о чём я уже рассказывала выше.

— Фестиваль заканчивается, и когда начинается работа по подготовкеочередного фестиваля?

— К очередному фестивалю мы готовимся круглый год. Это большая организационная работа: отбор фильмов, финансирование, поиски партнёров, проведение договоров на разных уровнях, и многое другое. Это огромная головная боль, если честно. Словом, это то, что спрятано за кулисами главной сцены фестиваля. Участники и гости фестиваля не должны видеть, каким огромным трудом, какими порой неимоверными усилиями всё это достигается. Наша задача – создать им нужный комфорт, удобства для продуктивной работы и отдыха. И мы стараемся это сделать по мере наших возможностей и сил. Конечно, бывает трудно, иногда просто опускаются руки. Ведь от государства мы не получаем почти никакой помощи. Вот в этом году, например, вообще стояло под угрозой проведение нынешнего фестиваля. Если бы непрезидентский Грант.

— Что вы думаете о современном кинематографе?

— К сожалению, он оставляет желать лучшего. Полный метр, например, отстает от анимации. Вот ведь, удивительная вещь – анимационное кино! Конечно, там тоже были свои кризисы, спады. Но всё же, там сохранились специалисты, высочайшие профессионалы. Они живут этим, они отдают им все свои знания. Это целая плеяда профессионалов: такие как, Наталья Дабижа, Нина Виноградова, Марина Курчевская, Мария Муат, Владимир Голованов, Дмитрий Наумов, Александр Герасимов и др. Есть студия «Стайер» Гарри Бардина, где он продвигает свои продукты. Эти люди «тянут» и творческие вопросы, и вопросы финансирования. Замечательная, например, студия анимации «Пилот» Александра Татарского. В итоге – человека нет, и студия начинает «сползать». Вот она – роль личности! А если говорить о детском кино, то его у нас нет в прокате. Никому это сейчас не нужно, потому что, невыгодно. Всё решают сейчас финансы. Главный критерий: выгодно – не выгодно. А что касается детского кино, мы не знаем, в чём его проблема, кто должен быть главным героем настоящего времени? Мы не понимаем, что сегодня изучают дети в школе, чем они живут, кем они выйдут из школы? Нет приоритетов, или вернее, они у них есть, но не те, которые их правильно формируют. Режиссёрам, сценаристам, возможно, не помешало бы побывать в школе, посмотреть, чем живут сегодняшние дети, что их сегодня волнует, чтобы понять, какое кино сегодня нужно детям. Сегодня мало хороших детских писателей, которые бы писали о сегодняшних детских проблемах, о разобщённости, о потере моральных ориентиров, и многом другом.

— Вот вы говорите– кино для детей. А какие они, сегодняшние дети?

— Они совсем другие, чем мы были в своё время, у них больше свободы, они открыты этому миру. Они коммуникабельные и раскованные, что даёт возможность им двигаться дальше. У них больше возможностей по сравнению с нашим поколением. Они много знают. Этому способствуют компьютерные технологии, интернет, из которого они не вылезают. Ведь мы в наше время об этом даже и не мечтали. Это совсем другое поколение – дерзкое, смелое и бескомпромиссное. Но, вместе с этим, они холоднее, прагматичнее. Наше поколение было мягче, душевнее, мне кажется. Мы ориентировались на других героев. Сегодняшней молодёжи не хватает нравственной опоры, и это грустно. Поэтому одна из главных задач сегодня, в том числе, и нашего фестиваля, приобщать подрастающее поколение к лучшим образцам современного искусства и формировать с его помощью внутренний мир ребёнка. Его эстетические представления, и такие нравственные понятия, как добро и зло, верность и измена, любовь и ненависть, а также чуткость, сострадание, забота о ближнем.

— Вся ваша жизнь, связана с искусством, творчеством, и вы, я знаю, мечтали о профессии актрисы. Как с этим у вас сложилось?

— Да, несмотря на то, что я окончила педагогический вуз, стала историком, в глубине души я всегда мечтала стать актрисой. Будучи школьницей, я играла в Курском театре юного зрителя, где мой педагог Игорь Владимирович Селиванов, по сути, дал мне путёвку в жизнь. Одна из моих первых ролей – Настенька в пьесе Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Играла в сказках и Лису, и Обезьянку, и Снегурочку. Но так уж получилось, что жизнь распорядилась по-своему. И я решила, что если не клеится – не стоит ломиться в закрытую дверь. В итоге, стала продюсировать различные проекты, связанные с искусством, с детством, с праздником. Но, тем не менее, вся моя жизнь связана с кино, с искусством. Более тридцати лет я работаю директором кинотеатра, четверть века занимаюсь фестивалями. Конечно, мне всегда хотелось играть, и сейчас хочется. Но я по натуре человек скромный. Я не продвигаю себя, как получится, так и получится. У меня есть немного актёрских работ. Я снялась в нескольких фильмах. Может, бог даст, ещё снимусь. Я не теряю надежды. Однажды у меня был реальный шанс сняться в хорошем полнометражном фильме. У нас в кинотеатре была неделя грузинского кино. Там я познакомилась с замечательным режиссёром Тенгизом Абуладзе, чьи фильмы прошли у нас с большим успехом. Мы подружились с ним, он предложил мне сняться в его новом фильме. Но этому не суждено было случиться – он вскоре, к большому сожалению, умер.

Вообще, у меня в жизни было много интересных, я бы даже сказала, судьбоносных встреч. Я искала спонсоров, и мне посчастливилось познакомиться с бывшим мэром Ю.М.Лужковым, который мне помог в своё время, т.к. он всегда хорошо относился к искусству. Очень помогал нашему фестивалю, и тогдашний руководитель телевидения А.Н.Яковлев, между прочим, очень харизматичная личность. Иногда мне кажется, что наш фестиваль родился под счастливой звездой. Всегда, когда кардинально решалась его судьба, находился кто-то, кто помогал нам выжить, не давал утонуть нашему детищу. И сегодня, например,нам активно помогает во всём большой друг фестиваля, Председатель попечительского Совета, Станислав Сергеевич Говорухин, который помог нам в честной борьбе выиграть президентский Грант, без которого, я не знаю, как бы мы провели юбилейный фестиваль. Большую помощь нам также оказывают наши партнёры, это – Благотворительный фонд «КПД СТО», Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», Киностудия им. М. Горького, ООО «Аэро-Альянс», ООО «Долгопрудненский полиграфический салон», Холдинговая компания «Гамма», Детский музыкальный театр «Домисолька», «Фотокросс», «Кубань-вино», «Госфильмофонд России». Без них не знаю, что бы мы делали.

— Женщина-руководитель – на ваш взгляд, это заведомый успех или возможная неудача?

— Трудно ответить однозначно. Это зависит от многого. Есть женщины, которым предназначено быть просто женщиной, женой, матерью – хранительницей очага. И это прекрасно! Это, пожалуй, самое главное предназначение женщины. Но есть другая категория женщин, которым этого недостаточно. Они всегда чего-то ищут, к чему-то стремятся, что-то делают. Я, конечно, люблю, когда дома порядок, уют, могу и приготовить что-нибудь вкусненькое, но это для меня не первостепенное дело. Мне интереснее жить более насыщенной, наполненной делами, жизнью. У меня неистребимая потребность творить, действовать, нацеливать себя на какие-то свершения. Наверное, лидерские качества у человека проявляются ещё в детстве. Я ещё в школе была очень активной, деятельной, всегда занималась общественной работой, была председателем совета отряда, старостой класса, и т.п. За свою активную работу в школе меня часто награждали Грамотами. Видно мне на роду было написано – быть лидером. Кстати, и моя фамилия Преториус, это подтверждает – в переводе с латинского, она означает–«предводитель». Ну, а что касается, кто лучше руководитель – женщина или мужчина, и да простят меня мужчины, мне кажется, что женщины-руководители, всё же лучше. Они тоньше, гибче, внимательней, и, смею заметить, чаще бывают – мудрее. Может быть, я не права.

— Что такое работа генерального продюсера фестиваля и что она даёт вам?

— Если коротко, то – продюсер, по моему мнению, это человек, который загорается идеей и находит средства для её реализации. Поэтому конечный результат – это успех от затеянного дела, который бывает и моральным, и материальным. И это не только финансы, но это и люди. И, конечно, люди на первом плане. Хотя, без денег ничего не сделаешь. Для меня, самое главное, чтобы была гармония во всём, чтобы все были довольны, чтобы всё было хорошо. А это нелегко, и не всегда это получается, хотя всегда максимально стараешься. Это очень трудная работа, и себя надо держать на уровне, и с финансами быть аккуратней, и к людям внимательней, а они разные, к каждому нужен свой подход…

Ну, а в моральном плане она даёт мне интересные встречи, общение с интересными, неординарными людьми. Это здорово подпитывает в творческом плане. А это в наше время немало.Конечно, порой, я бываю просто в отчаянии, особенно, когда наваливаются неразрешимые проблемы, когда я сталкиваюсь с непониманием, тупостью, не дальнозоркостью некоторых чиновников. И тогда думаю, «Ну, зачем мне всё это нужно»? «Брошу всё»! Потом успокоюсь, возьму себя в руки, и продолжаю везти этот воз. Как говорится: «назвался груздь…». А когда видишь весёлые, радостные глаза детей на фестивале, отчаяние, сомнения – всё забывается. Вот ради этих весёлых озорных глаз, искромётного детского смеха и приходится крутиться целый год, чтобы устроить восьмидневный праздник для всех: и детей, и взрослых.

— Долгие годы у вас был мощный помощник в лице вашего мужа Сергея Петрова, который работал рука об руку с вами в должности Генерального директора фестиваля. Почему же сейчас он устранился от этой работы?

— Да, мы проработали с ним на фестивале 17 лет, и хотя с ним нелегко было работать, но всегда надёжно. Я знала, что всегда могу на него положиться во всём. Он, конечно, во многом старался облегчить мне жизнь, вовремя успокоить, поддержать, за что я ему очень благодарна. Но человеческий ресурс не неисчерпаем, видимо, пришло время усталости. Мужчины ведь, хоть и считают себя сильным полом, всё же – слабее женщин. Он решил уйти на отдых, но морально продолжает меня поддерживать.

— А слабому полу, то есть, вам, оставил возможность быть сильным полом?

— Ну, кому-то надо же продолжать начатое дело. Сейчас я решила влить в наше детище молодую, свежую кровь. И теперь мой сын, Валентин, занимает эту должность, и невестка моя, Ксения, которая оказалась очень способной, также подключилась к делу, и хорошо мне помогает в качестве финансового директора. Хотя, смогут ли они со временем взвалить на себя всю эту махину – фестиваль, пока не знаю?

— А в семье кто у вас лидер, вы или ваш муж?

— Наверное, я (впрочем, может быть, муж думает иначе). Конечно, мне приходится, порой, отчаянно отстаивать любое начало, свои жёсткие позиции, но потом, после бурных дебатов, они всё же, принимаются им. И я говорю спасибо своему мужу, что он терпит мой неукротимый характер. Он говорит, «мне с тобой очень сложно, но интересно».

— Что помогает вам сохранять свои чувства в семье, и вообще, держаться на плаву – любовь, общие дела или что-то другое?

— Я думаю, прежде всего – это родственные чувства, когда ты чувствуешь, что рядом родной, близкий человек, заботливый, надёжный, и уже не мыслишь без него своего существования. А любовь, как объединяет, так и разъединяет. Если не чувствуется родство душ, истинная близость, то всё очень быстро проходит. У меня муж – полковник в запасе, военный врач, и я его привлекла в свое дело. Поначалу ему было очень сложно, для него это была новая, незнакомая деятельность. Но потом он стал равноправным партнером в нашем общем деле, которое объединило нас в своё время и укрепилонаши семейные отношения.

— А как вы познакомились с вашим мужем?

— О, это почти романтическая история! Мы родились с ним в старинном купеческом городке Рыльске Курской области, в одном роддоме. Потом, через какое-то время, в подростковом возрасте, разъехались, он тогда уже жил в Волгограде, а я – в Курске. Когда нам было по 14 лет, мы приехали на каникулы в Рыльск, к своим бабушкам, и, однажды, катаясь по речке на лодках, мы встретились, плывя навстречу друг другу. Так и познакомились. Он пригласил меня в кино. Я даже помню, что мы смотрели – румынский фильм «Песни моря». Я плохо помню его содержание, но помню те свои ощущения, я тогда впервые была в кино с мальчиком. Потом я пригласила его к нам с бабушкой в гости. Мы ели бабушкины блины и слушали популярную тогда пластинку «Чунга-Чанга». Сергей оказался таким рыцарем, выпросил у своей мамы шесть рублей и купил мне в подарок … туфли. Представляете? Потом еще была одна встреча, мы вместе с ребятами играли в прятки. На этом всё и закончилось. Мы разъехались по своим городам, и судьба разбросала нас в разные стороны на целых 25 лет. Мы выросли, получили образование, создали свои семьи. Я к тому времени уже жила в Москве. Он – в «Звездном» – городке космонавтов в Подмосковье, где работал военным врачом. Но я ничего этого тогда не знала. У него родилась дочь, которую он назвал в честь меня – Ларисой. У меня родился сын. К тому времени у него умерла жена, с которой он прожил много лет, и он один воспитывал дочь. Однажды приехала в Москву моя подруга детства, она каким-то образом узнала, что в Звёздном городке живёт Сергей, и встретилась с ним. Потом она дала мне его телефон, и я из любопытства позвонила ему. Я не назвалась ему, и он не узнал меня. Неудивительно, ведь прошло уже столько лет. Но моё женское самолюбие было сильно задето. На следующий день я снова позвонила ему, назвала себя, и сразу бросила трубку, не дав ему раскрыть рта. Как потом он мне рассказывал, у него всё внутри оборвалось, всё вернулось – все чувства, переживания, как будто не было этих 25 лет разлуки. Он стал наводить справки, разыскал меня, приехал ко мне, а я его не пускаю. Вроде, как, оскорбилась, что он не узнал меня. Он всю ночь уговаривал меня простить его за это. К утру я сдалась… И с тех пор мы вместе вот уже почти четверть века. Вырастили наших детей, дали им образование. Дочка уже вышла замуж, живёт в Испании, и сама уже стала мамой. Сын женат и тоже стал папой.

— Какой самый страшный грех, на ваш взгляд, вы не приемлете в людях?

— Предательство. Я никогда с этим не смогу примириться и простить его. У меня был такой случай. Дружила с человеком более двадцати лет, не буду называть его имени, и этот человек меня в одночасье предал. Было очень больно это осознавать. Теперь наши пути навсегда разошлись. Я уже никогда не смогу простить этого предательства, чем бы оно ни было вызвано.

— А какие человеческие качества возводите на пьедестал?

— Щедрость человеческой души, доброту, порядочность.

Беседовала Фаина Зименкова

Лариса Преториус:  «Фестиваль – это моё детище и теперь мне никуда от него не деться»
Лариса Преториус:  «Фестиваль – это моё детище и теперь мне никуда от него не деться»
Лариса Преториус:  «Фестиваль – это моё детище и теперь мне никуда от него не деться»