На Симоновской сцене Вахтанговского театра состоялась премьера спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» по тексту Ники Симоновой «Танец Солнца».
Спектакль был посвящен 130-летию гениального танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского, рассказывающий о трагической судьбе гениального танцовщика, сыгравшего огромную роль в истории русского балета.
Признаться, несмотря на то, что я была знакома с жизнью и творчеством этого великого человека по книгам о нем, и знала о его небольшом росте и субтильной фигуре, в первый момент всё же была слегка шокирована, когда Нижинский предстал перед зрителем в образе маленького тщедушного человека в исполнении внешне хрупкой актрисы Аделины Гизатуллиной. Видимо срабатывал стереотип внешности великих танцовщиков Рудольфа Нуриева, Михаила Барышникова и других всемирно известных танцовщиков, которые блистали на сцене будучи атлетического сложения. Однако актриса своей игрой постепенно сумела заставить забыть, что передо мной женщина. Актриса тонко и чутко сумела показать в танцевальных сценических движениях, широко распахнутых глазах, порою полных слез, глубокую ранимость и возвышенность души танцовщика, способность к глубоким чувствам и осознание божественного начала в человеке, «который, как писали его современники, нашел в танце ярчайшее выражение трагической дисгармонии, показав странное и удивительное сплетение звериного начала с человеческим, неживой и живой природы, древности и современности». Несмотря на всю душевную боль и глубину, Нижинский смотрел на мир глазами ребенка, чуткого и открытого ко всему новому и новое же сам творил на сцене.
Очень убедительно сыграла жену Нижинского Ромолу де Пульски актриса Ася Домская, которой, кстати, пришлось выучить чуть ли не всю роль на французском языке, с чем она справилась, на мой взгляд, блестяще. Ярко, самобытно и со вкусом сыграл роль слуги Василия Дягилева актер Олег Лопухов. Правда, порой, он представал перед зрителями слишком уж умным и начитанным для слуги. Органичны и убедительны также были Михаил Фокин в исполнении Павла Тэхэда Кардэнаса и композитор Игорь Стравинский, которого сыграл Ян Гахарманов. Вообще, молодые актеры играли в этот день вдохновенно и азартно, пытаясь глубоко проникнуть в своих персонажей, влекомые замечательной музыкой, звучавшей на сцене. Правда, справедливости ради нужно отметить, что иногда музыка звучала слишком громко, порой заглушая актерские диалоги. Но это легко исправимо.
Хочется отметить очень удачные режиссерские находки Лейлы Абу-аль-Кишек, показывающие сцены помутнения сознания Нижинского, когда он, глядя в зеркала, залитые водой-лужами, увидел расплывчатые очертания своего помутневшего сознания. Или огромная корзина на сцене с его любимыми апельсинами в определенные, благополучные моменты жизни, которые он аппетитно употреблял, а в момент полного отчаяния, когда он из очищенного апельсина в зажатой руке, выжимает сок, текущий на пол, как бы одушевляя апельсин, и показывая, как из него уходит жизнь, и в руке остается безжизненная, выжатая плоть фрукта. Или, как в минуты полного отчаяния он с ожесточением опрокидывает на пол эту огромную корзину с апельсинами, которые покатились в разные стороны. Везде – говорящие символы.
После просмотра журналистами спектакля состоялся интересный разговор со всеми его участниками, музыкантами, художниками, автором текста Никой Симоновой и режиссером-постановщиком спектакля Лейлой Абу-аль-Кишек, которые ответили на многочисленные вопросы журналистов. Автор текста «Танец солнца» Ника Симонова рассказала, что приступая к работе над историей жизни и творчества Вацлава Нижинского, она очень пристально изучала документальные материалы, книги о Нижинском, его дневники, интервью его современников. «Для меня история Нижинского – это история о солнечном человеке, для которого лишиться возможности танцевать – всё равно что сойти с ума или перестать существовать – сказала Симонова. – История о трагическом несоответствии силы таланта и силы личности. История о легендарном танцовщике, хореографе, предугадавшем развитие всего современного танца в преддверии Первой Мировой войны. Его балеты оскорбляли и восхищали общество. Его стопа была подобно стопе птице. Его стремительный взлет и такое же стремительное падение по сей день остаются притчей во языцех…»
Режиссер спектакля Лейла Абу-аль-Кишек отметила, что «углубившись в его короткую, но яркую творческую жизнь, она встретилась с большим количеством противоречий. Сам Нижинский ассоциировал себя с главным героем романа Достоевского «Идиот». И в этом есть правда: он был смелым гением на сцене, но абсолютно бесхитростным, до наивности честным человеком в обыденной жизни, как и Князь Мышкин. Прыжок Нижинского стал легендой, способность перевоплощения потрясали зрителей и критиков. А смелые эксперименты открыли новый век танца. Но что стало причиной гибели столь яркого таланта?»
Поиски ответа на этот вопрос привели творческую группу, по словам режиссера, к неожиданным открытиям, которые и легли в основу истории о «Гениальном идиоте». А мы имели счастье прикоснуться к трагической судьбе гениального танцовщика, человеке-птице, как называли его современники, чтобы еще раз восхититься непревзойденным талантом Вацлава Фомича Нижинского.
Фаина Зименкова
Фото Валерия Мясникова