X Международный фестиваль-конкурс «Ретро: XX век голосами детей XXI века»X Международный фестиваль-конкурс «Ретро: XX век голосами детей XXI века» прошел в Москве. Заключительный благотворительный гала–концерт победителей фестиваля состоялся 7 декабря в московском концертном зале им. С.В.Рахманинова. Участники конкурса, прошедшего осенью этого года, — дети из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья.

Благотворительный, Юбилейный X Международный фестиваль-конкурс «Ретро: XX век голосами детей XXI века» посвящен 100-летию Комсомола и памяти И.Д. Кобзона с лейтмотивом «Эта песня, дружище, твоя и моя…». На протяжении нескольких лет Иосиф Давыдович поддерживал этот фестиваль, являясь его президентом.

Фестиваль-конкурс «Ретро: XX век голосами детей XXI века» проводит Ассоциация творческих фондов и деятелей культуры для детей и юношества «Искусство без границ» под руководством президента Ассоциации Светланы Валентиновны Дзасоховой – главного организатора и вдохновителя этого уникального фестиваля.

Главная цель этого проекта Ассоциации «Искусство без границ» — выявление талантливых исполнителей – и детей в возрасте от 6 до 18 лет и оказание им помощи в дальнейшем творческом росте. И этот Юбилейный фестиваль показал свои плоды. В гала-концерте участвовали не только победители и призеры данного конкурса, но и уже состоявшиеся профессиональные исполнители – победители предыдущих конкурсов, которые получили творческую визитную карточку через этот фестиваль для своей будущей жизни. Теперь они дарили свои таланты присутствующим на гала-концерте как уже почетные гости. Среди таких гостей: Ремблевская Кристина (25 лет, г. Москва), Приров Фаррух (19 лет, г. Москва), Лейше Артем (20лет, г. Лесосибирск),
Чибисова Марина (24 года, г. Москва) и др. А главный приз этого конкурса — Кубок Ассоциации — получила Елена Козырева (16 лет) из Владимира.

Уникальность данного фестиваля-конкурса в том, что дети разного возраста пропевают через песни своих родителей, бабушек, дедушек историю нашей страны. Своим детскими сердцами они соприкасаются через такое творчество с жизнью своих родных, с искусством, традициями нашей страны. Организаторы ставят перед собой задачу способствовать преемственности поколений, сохранению и передаче от родителей к детям традиций высокой музыкальной культуры. «Я уверена, что поддерживая детей, которые способны и стремятся заниматься искусством, можно воспитать новое поколение, для которого такие понятия как «доброта», «порядочность», «патриотизм», «любовь и уважение к страшим» и «стремление у прекрасному» будут значительно больше, чем просто красивые слова, а превратятся в смысл жизни. На мой взгляд, идея фестиваля «Ретро: XX век голосами детей XXI века» несет в себе особый, крайне важный на сегодняшний день смысл преемственности поколений. Человек, непомнящий прошлого, не знающий своих корней, не чтящий своей истории, не имеет будущего. Что тут говорить о целой нации..» — так говорит о важности фестиваля президент Ассоциации «Искусство без границ» Светлана Валентиновна Дзасохова.

Каждый раз фестиваль показывает высокого уровня исполнителей, который оценивает профессиональное жюри.

Так в состав жюри Юбилейного фестиваля-конкурса вошли:
Дзасохова Светлана Валентиновна — президент Ассоциации творческих фондов и деятелей культуры для детей и юношества «Искусство без границ», Лауреат премии Фонда «Русское исполнительское искусство» за вклад в развитие музыкальной культуры, автор идеи Международного фестиваля «Ретро: XX век голосами детей XXI века»; Ворона Валерий Иосифович – председатель жюри конкурса, профессор; заслуженный деятель искусств РФ, ректор ГМПИ им. М.М.Ипполитова-Иванова; Лисициан Рубен Павлович — зам. председателя жюри, заслуженный артист России, профессор, президент Германо-Российской культурно-образовательной академии г.Кёльна (Германия); Старовойтова Людмила Васильевна – композитор, педагог, заслуженный работник культуры России; Горбатая Тамара Александровна – президент Российско-Американской компании Russ –Art International; Грязнова Алла Георгиевна – Президент Финансового университете при Правительстве РФ, Первый Вице-президент Международной Гильдии Финансистов; Корнеева Татьяна Петровна — концертмейстер, организатор фестивальных программ Народного Коллектива «Театр балета «Подснежник» (Обнинск), мероприятий Малой Академии Наук «Интеллект будущего»; Белова Виктория Ивановна – певица, актриса, Русский Голос Голливуда, педагог по вокалу многих российских звёзд и проекта «Хочу к Меладзе», Посол «Доброй Москвы 2016 г.», основатель и руководитель Международной школы вокала «BeVictory» по голливудской вокальной технике маэстро Seth Riggs; Куницын Михаил Юрьевич – журналист, искусствовед, ведущий гала-концерта фестиваля.

На концерт приглашены все участники конкурса, Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, известные деятели культуры и искусства, бизнеса и политики.

На протяжении этих 10 лет проект поддерживали:
Гусева Людмила Ивановна – руководитель Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы; Грязнова Алла Георгиевна – Первый вице-президент Международной гильдии финансистов, Президент Финансового университета при правительстве РФ; Кобзон Иосиф Давыдович – народный артист СССР, академик Российской академии гуманитарных наук, депутат Государственной Думы ФС РФ; бессменный президент фестиваля.
Швыдкой Михаил Ефимович – Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству; и другие.

Своими впечатлениями о важности данного проекта поделились члены жюри и сотрудники Ассоциации «Искусство без границ».

Председатель жюри конкурса Ворона Валерий Иосифович профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Президент фонда «Русское исполнительское искусство», ректор ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. Валерий Иосифович был председателем жюри всех 10 фестивалей–конкурсов.

— Фестивалю 10 лет. Это много или мало для такого особого фестиваля?

— Это хороший Юбилей и доказательство того, что данный фестиваль востребован, нужен, что это пустило корни. Эти 10 лет показывают насколько это эффективно.

Молодых музыкантов, исполнителей важно вовремя заметить, иначе они не состоятся. И такие фестивали-конкурсы, как наш, для этого очень важны. Важно заметить творческих людей, чтобы у них начала складываться карьера, чтобы они верили в профессию, в себя. У них появляется своя публика. Они не могут как художники, писатели, писать в стол. У них не материальное искусство и надо успеть в течение жизни стать известными, иначе у них профессия погибнет. Очень важно то, что молодежь ориентировано на творчество. Молодые люди этим занимаются и получают колоссальное интеллектуальное, душевное и духовное развитие. Они нигде такого не могу получить, только музыка может это дать. Этот фестиваль доказал свою эффективность.

В гала-концерте выступили уже шикарные артисты, которые прошли наши конкурсы. Я не всегда вижу таких прекрасных артистов на большой эстраде, как выступившие дети на нашем концерте. Они просто трогали душу и поразили своим мастерством!

Александр Сергеевич Дзасохов, известный российский и советский государственный политический деятель и дипломат, чрезвычайный и полномочный посол, экс-президент Республики Северная Осетия — Алания.

— Что Вы думаете об Ассоциации «Искусство без границ»?

— Это радостно думать, что Светлана Валентиновна так долго остается на этой творческой траектории. Меняются времена, она могла бы сесть уже за мемуары и рассказать, как она в разные годы заботилась о том, чтобы состоялся конкурс, находились новые таланты. Но она не укротима, все время остается в состоянии вдохновения. Иногда ее посещает отчаяние, но это мгновение, все равно она действует и творит! Светлана Валентиновна в последние несколько лет нашла самую интересную грань, когда она создала такую антенну «Песни ХХ века голосами детей ХХI века». Здесь можно увидеть не только сохранение песенного богатства, но самое значимое с точки зрения долгой перспективы – это конструкция, когда есть преемственность поколений. Вот что важно. Потому что это может быть самый не дорогой, но самый ценный подарок. Если лучшее — в прошлом, то мы забираем свое настоящее в будущее. Светлана Валентиновна не начальник, а Творец в этом смысле. Очень удачно, что из года в год, участники ее конкурса — фестиваля – мальчики, девочки — растут, становятся известными в стране. Они как бы подхватили эстафету, возник такой мост преемственности между прошлым и настоящим в будущее через песни детскими голосами, затем подростковыми, потом уже и зрелыми. Вот в чем заслуга. То есть Светлане Валентиновне можно присвоить звание любимицы всех бабушек и дедушек, родителей, внуков и детей которых она вывела на большую сцену.

— Как конкурс-фестиваль «Ретро» влияет на наше современное общество?

— Во-первых, нельзя утверждать, что было много лет тому назад, например, в 1995-96 годах. Сейчас, слава Богу, есть понимание того, что любовь к Отечеству — это часть жизни человека, его души. Это не должно быть поверхностно, а должно быть частью его самоощущения. Сейчас такие времена, когда мы видим, что очень нужно для страны, будущего, разворачивается интерес к патриотической теме через песню, музыку, изобразительное искусство. Это имеет огромное значение. Во-первых, это надо делать в таком культурном контексте через искусство. Например, в контексте этого фестиваля «Ретро ХХ века голосами детей ХХI века». Это замечательный пример, когда поют так искренне дети, молодые ребята великие песни времен Отечественной войны, разных периодов нашей страны, когда в стране возводились огромные гигантские стройки. Это песни Пахмутовой, Добронравова. Это очень нужно. Сейчас делается очень многое для того, чтобы молодежь почувствовала, что они наследники великой истории, связанные с судьбой великой, многонациональной России.

— Какое-то время президентом фестиваля был Иосиф Давыдович Кобзон. Ваши воспоминания об этом?

Даже одно его появление Иосифа Давыдовича, одно его присутствие было уже событием для разных лет, когда готовились большие интересные программы. Но я удивлялся его верности своей миссии, которую он сам взял на свои плечи. Он мог быть бесконечно занят, причем не только своими высоко артистическими делами, но и даже государственными. Но когда он попадал в среду вот этих конкурсов, я просто удивлялся его благородству, сердечности, его высочайшей морали. Иосиф Давыдович часами мог быть с детьми. Он интересовался судьбами. И не счесть числа имен в Москве, России, которых он вывел так сказать в верхние строчки мировых звезд. Это относится не только к тем, кто занимается вокалом, но даже к дирижерам. Я могу назвать десятки таких имен. Если бы разные духовно-религиозные конфессии посмотрели бы на Кобзона, то иудеи бы сказали: «Он – наш», христиане тоже бы сказали: «По своим поступкам, он – наш». И мусульманин сказал бы, что «Он наш!» И буддисты бы так сказали тоже. Его сердце, его мораль были выше тех, кого называют гениями. У него больше, чем у гения было и чисто человеческого, и морального, и чести, и благородства, и, конечно, его высшего искусства.

— Ваши пожелание жюри?

— Прекрасный выбор – посвятить комсомолу этот конкурс – фестиваль. Рядом с этим посвятить фестиваль и памяти Иосифу Кобзону. Это будет от сердца песенная клятва, так сказать, что он и сегодня и завтра и на вечные времена будет великим сыном России и в нашем сердце.

Рубен Павлович Лисициан — заслуженный артист России, зав.кафедрой ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, президент Германо-Российской культурно-образовательной академии г.Кёльна (Германия).

— В чем важность такого конкурса-фестиваля?

— Важность в том, что идет развитие детей, а это самое главное, потому что идет смена поклонений, которые должны быть достаточно интеллектуального высокого уровня, чтобы страна держалась на универсальных людях.

Такой фестиваль не только развивает музыкальные возможности участников. Мы даем им радость и грусть одновременно. То есть мы готовим их к тому, что будет в жизни в музыкальном выражении. Это очень нужно для них. И неплохо, что у них не сразу получается все, а идет постепенно развитие. Это нормальный процесс. Надо переживать, надо выучиться страдать, радоваться, жить полной жизнью.

Светлана Валентиновна – абсолютный подвижник, несет на себе такую громадную нагрузку. Но она должна это делать. Есть еще кто делает подобное, например, фонд Спивакова. Это в просветительском плане должно быть обязательно. Это нужно всем – и детям, и их родителям, и педагогам.

Важно, когда дети пропевают историю своих родителей, бабушек, дедушек. Разным детям подходят и разные произведения. Здесь выбор должен быть абсолютно точным. Если ошибся педагог, значит, страдает ребенок. Надо слушать педагога, но педагог должен знать, что если он ошибся, то все отражается не на нем, а на ребенке. Педагог должен быть очень внимательным и знать способности ребенка, чтобы дать ему такие вещи, где он раскроется максимально.

Ребенок должен от занятий иметь стимул, почувствовать, что он развивается. Это радость и счастье и для него, и для его родителей.

— Ваши впечатления от команды вашего жюри?

— Очень приятные впечатления от состава жюри. Каждый вносит свой элемент в работу жюри, поэтому результат хороший. Есть гармония в работе.

— Ваши воспоминания о сотрудничестве с Иосифом Кобзоном?

— Во-первых, одним присутствием Иосиф Давыдович давал очень большой стимул. Это было очень важно. И это была огромная помощь Светлане Валентиновне. Он всегда помогал всем, чем мог. Это было и материальная помощь, и за счет своего авторитета. Такой человек должен быть. Он ушел. Ничего не сделаешь, мы просто это сделаем позже. У каждого свой срок, но у каждого один путь. Должен быть кто-то, кто должен заменить его. Но, однако, бывает не так, как говорил товарищ Сталин: «Незаменимых людей нет». Незаменимые люди есть. Они не могут не быть. Просто они исчезают, и жизнь становится хуже. Но люди привыкают и к этому.

Иосиф Давыдович всегда готов был помочь, когда его просили, если он считал, что дело, о котором его просят, стоит этого. Если он читал, что это так неважно, то мог и отказать, ведь просьб к нему было много.

— На фестивале дети исполняют патриотические песни своих родителей, бабушек, дедушек. Это важно для детей?

В патриотических песнях есть любовь к Родине, к Отчизне. Дети это поют. Для их души это важно.

Однако я считаю, что на этом фестивале дети должны петь не только русские, советские произведения. Конкурс- фестиваль этого года посвящен 100-летию комсомола. То есть комсомол идет как темой, где одно произведение может быть комсомольское, а остальные — по выбору то, что подходит ребенку. Это может быть джаз, рок, поп, фолк, кантри и т. д. Именно те вещи, которые могут дать возможность ребенку выразить, показать себя максимально лучше.

— Ваши пожелания Светлане Валентиновне?

Я бы хотел услышать, что нашелся человек, который может и материально и морально помочь Светлане Валентиновне. Или государство могло бы спуститься сверху и дать какое-то количество материальной помощи, чтобы дело, которое касается будущего поколения, которое будет сменять настоящее, было высококвалифицированным. А искусство — это из самых важных систем образования. Оттуда идет образование для души.

Зоя Бардина

X Международный фестиваль-конкурс «Ретро: XX век голосами детей XXI века»
X Международный фестиваль-конкурс «Ретро: XX век голосами детей XXI века»
X Международный фестиваль-конкурс «Ретро: XX век голосами детей XXI века»
X Международный фестиваль-конкурс «Ретро: XX век голосами детей XXI века»