VI Крещенский фестиваль «Главный дирижер» прошел в московском театре «Новая Опера» имени Е. В. Колобова в Москве с 15 января по 3 февраля.
Особенная тема фестиваля — «Главный дирижер». А в нем участвовали сразу несколько дирижеров молодого и среднего поколения, представляющих музыкальные театры и оркестры России: главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра Валентин Урюпин; главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета Артем Макаров; дирижер Самарского театра оперы и балета Андрей Данилов; главный дирижер Ульяновского оркестра «Губернаторский» Илья Дербилов. В истории музыки известны два случая, когда театр строился именно для дирижера: «Байройт» – для Рихтера Вагнера, «Новая Опера» — для Евгения Колобова. Фестиваль «Главный дирижер» посвящен памяти создателю театра и его первому руководителю, дирижеру Евгению Колобову. «В этом году мы приходим к той идее, которая вынашивалась достаточно долго.
Так как Евгений Колобов – основатель и руководитель, – был блистательным дирижером, мы решили в этом году посвятить весь фестиваль именно профессии дирижера. Участие в фестивале принимают те дирижеры, которые являются главными в своих театрах и оркестрах», – отметил главную идею фестиваля на пресс-конференции директор театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова Дмитрий Сибирцев.
Открылся фестиваль исполнением оперы Глинки «Жизнь за царя» под управлением главного дирижера Ростовского симфонического оркестра Валентина Урюпина. Фестиваль представлял и специальные проекты. Так 19 января на сцене «Новой Оперы» прозвучал Реквием и Месса до-минор В.А. Моцарта под управлением итальянского дирижера, художественного руководителя Калабрийского филармонического оркестра Филиппо Арлиа. А специальный проект — концертное исполнение оперы Сметаны «Проданная невеста» — прошел 23 января, где за дирижерским пультом был главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов.
Главный дирижер театра «Новая Опера» Ян Латам-Кениг дирижировал оперой Гуно «Фауст» (18 января) и оперой Вайнберга «Пассажирка» (26 и 27 января). Спектакль «Пассажирка» театр посвятил памяти инициатора и продюсера постановки Иосифа Давыдовича Кобзона. Дата была выбрана не случайно: по решению Генеральной ассамблеи ООН, с 2006 года 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. «Пассажирка» стала одним из первых и убедительных воплощений темы Холокоста в мировом искусстве. Сегодня «Пассажирка» осознается как важнейшая страница художественного осмысления Холокоста, прочитывается в контексте как европейского, так и советского искусства. Трагедия еврейского народа — Холокост — стала всеобщей трагедией.
Завершился фестиваль «Главный дирижер» 3 февраля Гала-концертом с участием солистов и оркестра театра «Новая Опера». За дирижерским пультом были дирижер Самарского академического театра оперы и балета и главный дирижер Санкт-Петербургского Театра Балета имени П.И. Чайковского Андрей Данилов и главный дирижер Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» Илья Дербилов. В программе прозвучали арии и дуэты из опер русских и зарубежных композиторов.
Зоя Бардина