Кино –  искусство, преодолевающее границы и возводящее мосты Завершился III Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии (SIFFA), который проходил в эти декабрьские дни на благословенной сочинской земле.

Этому уникальному российско-британскому открытому форуму исполнилось три года. И этот факт мог бы остаться не столь важным, как заметила учредитель и президент кинофестиваля Любовь Балагова, если бы не «особые» события, происходившие между двумя нашими великими странами: Россией и Великобританией. Конечно, о трудностях и всех предшествующих фестивалю перипетиях совсем, может быть, и необязательно знать всем, но понимать всё же следует, как не просто всё дается в этом мире. Как хорошо сказал, обращаясь к президенту фестиваля, дважды номинант на Оскар, обладатель Британской BAFTA, Каннской Пальмовой Ветви, британский режиссер и продюсер, известный в России по фильмам «Поля смерти» и «Миссия», Ролан Жоффе: «В этот тяжелейший разрушительный период для всех представителей искусства кино, фестиваль помогает восстановить связь между нами всеми; спасибо за возвращение голоса нам, кинопроизводителям со всего мира. Я приветствую философию, заложенную в то, что ты делаешь». И это понимание дорогого стоит.

Организаторы и отборщики фестиваля действительно постарались на совесть, несмотря на определенные трудности. Из 800 присланных на конкурс кинофильмов в программу фестиваля вошли 14 лучших полнометражных игровых фильмов, десять – короткометражных и восемь – документальных лент. Среди отобранных работ немало и дебютных лент, так как поддержка молодых режиссеров – одно из приоритетных направлений нынешнего фестиваля.

Помимо России, свои работы на кинофестивале в Сочи представили кинематографисты из более чем двадцати стран: Канады и США, Германии и Великобритании, Испании и Франции, Швеции, Сербии, Боснии и Герцеговины, Грузии и Ирана, Туниса, Турции и Афганистана, Казахстана и Узбекистана, Украины и Ямайки. Сочинцам и гостям курорта представилась замечательная возможность увидеть лучшие ленты мирового кинематографа. К тому же и внеконкурсная программа фестиваля была весьма обширна и разнообразна. Организаторы и здесь приготовили зрителям много сюрпризов и спецпоказов. Особое значение было придано спецпоказу короткометражного документального фильма Павла Соро «Памяти Дмитрия Хворостовского и Елены Образцовой», созданной компанией «Sorofilm» по заказу Международной ассоциации русских культурно-образовательных объединений «Eurolog-UK» для IX Британского фестиваля русской песни. Показ фильма-презентации сопровождал Сочинский симфонический оркестр под управлением Олега Солдатова. В первой части Концерта Глиэра для колоратурного сопрано солировала звезда Мариинки Антонина Весенина, а её коллеги Анжелика Минасова и Григорий Чернецов исполнили заключительную часть оперы Чайковского «Евгений Онегин». Премьера фильма-презентации прошла с большим успехом в сочинском Зимнем театре.

На церемонии открытия кинофестиваля президент SIFFA вручила Ларисе Абисаловне Гергиевой специальный почётный диплом «За вклад в укрепление культурных и творческих связей между народами и государствами, привлечение общественности средствами искусства к проблемам мира и справедливости».

И, конечно же, изюминкой фестиваля была с большим успехом прошедшая внеконкурсная программа «В фокусе – регион». Спецпроект начался показом кинолент, созданных на территории Северного Кавказа, славившимся своей древней культурой, богатейшими традициями и обычаями народов, населяющих этот «земной рай», а также своим замечательным искусством, озаренным бессмертными именами Пушкина и Лермонтова.

Что же касается жюри кинофестиваля, то оно было, как всегда, на высоком профессиональном уровне. Оценивали фильмы известные и уважаемые кинематографисты из разных стран. Сопредседателями жюри основного конкурса нынешнего кинофестиваля был лауреат международных кинофестивалей, народный писатель Кабардино-Балкарии, обладатель Российского «Золотого креста» за вклад в культуру Отечества, кинорежиссёр, много лет проработавший в Голливуде, Мохи Кандур (Великобритания) и народная артистка России, актриса и режиссёр Елена Цыплакова. Членами жюри выступили – британский политик, член Независимой партии (UKIP) и экс-кандидат в мэры Лондона Элизабет Джонс, заслуженная артистка России Оксана Сташенко и продюсер Катерина Михайлова.

Жюри конкурсов короткометражного и документального кино возглавили сопредседатели: продюсер Ешим Гузельпинар (Великобритания-Турция) и заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр, продюсер Темина Туаева. В состав жюри вошли известный британский продюсер Пол Эндрюс (Великобритания), актриса Агнесса Зелтыня (Литва), академик Международной академии телевидения и радио (IATR), режиссёр и журналист Виктор Терентьев и продюсер, режиссёр и сценарист, актер Игорь Черницкий.

Разумеется, фестиваль не ограничивался только кинопоказами, а жил полноценной, насыщенной жизнью. В нем были как образовательные, так и развлекательные программы. В его рамках проходили творческие встречи с участниками и гостями фестиваля, конференции, мастер-классы, круглые столы и лекции на актуальные темы. Надолго запомнятся зрителям творческие встречи с народной артисткой России Светланой Немоляевой, которая рассказала собравшимся о своем творчестве, ролях, удачах и сомнениях. Кстати, на церемонии открытия фестиваля Светлана Владимировна была удостоена приза за выдающийся вклад в искусство кинематографии. Получая заветную статуэтку богини радуги «Ириду», актриса была очень растрогана и посетовала на то, что судьба особо не баловала ее призами, и с чувством прочла со сцены стихотворение Беллы Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой!» из кинофильма Эльдара Рязанова «Служебный роман».

Не менее интересно и насыщенно прошла творческая встреча со зрителями народной артистки РСФСР Ларисы Лужиной, в этом году, отметившей свой юбилей. По случаю юбилея, и за огромный вклад в искусство кинематографии в сочинском кинотеатре «Люксор IMAX» была установлена именная звёздная плита юбиляра.

Спецпроектами SIFFA в Зимнем театре, а также в Российском международном олимпийском университете состоялись мастер-классы президента кинофестиваля Любови Балаговой, которая поделилась со зрителями о фестивальном движении, своем опыте организации и проведении российско-британского кинофестиваля SIFFA (в Сочи и в Лондоне), а также творческий вечер по случаю 80-летия известного писателя, автора исторических романов, режиссера, сценариста, много лет проработавшего в Голливуде, Мохи Кандура. А доктор искусствоведения, президент Гильдии киноведов и кинокритиков, программный директор Московского Международного кинофестиваля, арт-директор Сочинского кинофестиваля Кирилл Разлогов прочитал собравшимся просветительскую лекцию на тему «Метаморфозы кинообразования: к 100-летию ВГИК».

Помимо показа фильмов, творческих вечеров, на фестивале было еще много интересного и увлекательного. Это во многом исходило от особенности нынешнего фестиваля. Он проходил в этом году под эгидой женского движения. Такое решение учредителя и президента «SIFFA» Любови Балаговой было связано с ее желанием поддержать талантливых женщин-кинематографистов. Ведь неслучайно и эмблему кинофестиваля украшает мифическая создательница «небесных мостов» – древнегреческая Богиня радуги – Ирида. Поэтому, делая женский акцент при формировании организации культурно-развлекательных мероприятий на фестивале, по решению президента фестиваля в один из вечеров состоялась замечательная шляпная вечеринка в английском стиле а-ля Royal Askolt (одно из самых масштабных в Лондоне светских мероприятий с участием королевы Великобритании), под поэтическим названием «Зимний вечер в Сочи», перекликающимся с названием знаменитого фильма Карена Шахназарова. Уверена, многие женщины в этот вечер, забыв свою замотанность и нескончаемые дела и заботы, облачившись в вечерние наряды и знаменитые коктейльные шляпки, наверняка почувствовали себя хоть на короткое время настоящими леди. Да и мужчины, возможно тоже увидели наших женщин в несколько другом амплуа, и лишний раз убедились, что лучше российских женщин нет в мире. И всего-то их нужно было лишь слегка приодеть, раскрепостить, и освободить от бытовых забот.

Словом, можно считать, что на этот раз гендерный эксперимент удался на славу. Временный матриархат, объявленный президентом кинофестиваля Любой Балаговой на время проведения фестиваля, выдержал на все сто. Женщины не подкачали: будь то в жюри, в кино, и даже на светском мероприятии. На открытии и закрытии фестиваля опять же в большинстве своем, брали инициативу на сцене наши женщины-красавицы: несравненная Ия Нинидзе, чувственно-романтическая Светлана Немоляева, нестареющая и всегда в боевой готовности, Лариса Лужина, навсегда оставшаяся в памяти зрителей «женой» Штирлица, Элеонора Шашкова, непредсказуемая и порывистая, вечно юная, Катя Семёнова, которая, кстати, исполнила гимн кинофестиваля собственного сочинения, за что получила Диплом фестиваля. Словом, женщины, которые и коня на скаку…, и в горящую избу…

Но вот настал волнующий момент неминуемого финала фестиваля – подведение итогов и награждение призеров. Главный приз фестиваля достался картине грузинского режиссёра Тинатин Каджришвили «Горизонт», копродукция Грузии, Германии и Швеции. Лучшим также признан художник-постановщик фильма Георгий Гордзамашвили. Это трогательная история о некогда любящей паре, принявшей решение разорвать свои отношения. Выход из ситуации оказался для героев совершенно неожиданным. Лучший сценарий, по мнению жюри, положен в основу британской ленты «Любовь… возможна»: сценаристы – Майкл Боккалини, Майкл Кобурн, Че Грант, Кью Лин. Их романтичный герой ищет любовь через сайт брачного агентства. Призом имени Веры Глаголевой за лучший дебют награжден ученик мастерской Александра Сокурова Владимир Битоков за фильм «Глубокие реки» (Кабардино-Балкария. Россия). Фильм-драма, рассказывающая о тяжелом, изнуряющем труде лесорубов, постоянной борьбе со стихиями, с бесконечными конфликтами с соседями, проблемами в семье. За лучшую операторскую работу (Святослав Булаковский) и лучшую музыку (Алексей Айги) получил награды фестиваля фильм Александра Баршака «Пилигрим». Приза за лучшую режиссуру удостоен Владимир Алеников, представивший на суд жюри психологический триллер «Странники терпенья», рассказывающий об отношениях художника и музы. Ранее в Благовещенске на фестивале «Амурская осень» фильм был отмечен призом «Российской газеты». Сыгравшая главную героиню в этой картине польская актриса Майя Сопа награждена призом за лучшую женскую роль (такую же награду ранее ей присудил престижный международный кинофестиваль в Монреале).

И снова – дебют. Приз за лучшую мужскую роль получил московский комедийный актер Алексей Юдников в дебютной ироничной киноленте Анны Яновской «Интересная жизнь». Герой Алексея – московский комедийный актёр, отправляющийся покорять кинематограф Якутии, где собирается сняться в главной роли и пускается в волшебное путешествие, полное приключений, неожиданных встреч, обретений, любви, открытий и потерь. И реальность открывается для него самым неожиданным образом… Дебют этой полнометражной картины Анны Яновской отмечен также специальным Дипломом жюри «за неординарное совмещение жанров». Фильм ранее был также отмечен призом на кинофестивале «Амурская осень». Последняя работа Веры Глаголевой «Не чужие» была отмечена специальным призом жюри. Приз был вручен продюсеру картины Наталье Ивановой для передачи его семье Глаголевой. Это история о матери и двух дочерях, живущих в провинциальном русском городе, и о любовном треугольнике, разворачивающемся на глазах у детей одной из сестёр.

Приз за лучшие костюмы достался фильму британца Майкла Редвуда «Св. Екатерина Синайская», продолжающему традицию экранизации библейских книг, где жизнь торжествует над смертью. Питер О’Тул, сыгравший роль римского оратора Галлуса, умер в декабре 2013-го – до выхода ленты на экраны. Режиссёр вдохнул новую жизнь в эту работу, имевшую в США ограниченный показ под другим названием. Специальный диплом прессы «за раскрытие вечной темы – конфликта между творческой личностью и властью» был вручен известному болгарскому режиссеру Костадину Боневу за фильм «Вдали от берега», снятый по роману Евгения Кузманова «Чайки вдали от берега». В основе сюжета – противостояние творческой личности и власти. Режиссер театра Братоев выбирает пьесу для постановки, стремясь выразить свою гражданскую позицию, мнение о ситуации в стране. В кинодраме сцены репетиций мистическим образом переплетаются с реальностью. А в реальности происходит давление представителей власти на режиссера, ему угрожают, обещают закрыть спектакль. Эта ситуация обостряет творческие муки художника… Спасает ситуацию дружеская поддержка коллектива театра, ведущих актёров и административных работников. Жанр новой киноленты Бонева определил арт-директор сочинского фестиваля, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов, как ностальгическая трагедия. На пресс-конференции, прошедшей после просмотра фильма, режиссер Костадин Бонев сказал, что хотя события, показанные в фильме относятся к 1970 году, они актуальны и в настоящее время.

В документальном и короткометражном кино места распределились следующим образом:
Лучшим документальным фильмом признана картина Сары Мани «Одна из тысячи (Афганистан-Франция), рассказывающая о борьбе женщин за свои права. Молодая афганка Хетера Гользад ищет справедливости и защиту от многолетнего сексуального насилия собственного отца. Лучшим короткометражным фильмом названа работа тунисского режиссёра Амель Геллати «Чёрная Мамба», повествующая о непростом жизненном выборе молодой девушки между предстоящим замужеством и давним увлечением женским боксом. Спецпризами отмечены документальный фильм канадского режиссёра Роба Стюарта «Исчезновение акул» («за яркое послание человечеству и гражданский подвиг автора»), короткометражные ленты «Крик» Томы Стэнко («за кинематографическую выразительность, гуманизм и милосердие в исследовании человеческой судьбы»), «Верка-фуэте» Инны Щербань («актрисе Анне Нахапетовой за вдохновенный фламенко при воплощении идеи фильма»).

Вот и пролетела стремительно эта завораживающая, волнующая ум и чувства неделя. Закрывая фестиваль, Любовь Балагова сказала, что для нее фестиваль значим не только творческим состязанием, но и радостной атмосферой потрясающего праздника кино – искусства, преодолевающего границы и возводящего мосты! Потому что мир спасет любовь, взаимопонимание и красота через образы, исполненные в кино!

Думаю, что под этими словами готов подписаться каждый, кто в эти дни побывал на III Сочинском кинофестивале, где царила творческая атмосфера, полная энтузиазма и сплоченности, потому что его участники – единомышленники, созидающие культуру, как говорил Кант, при помощи удивительной способности – воображения. Мы не говорим фестивалю «прощай», мы говорим ему «до свидания»!

Фаина Зименкова
Фото Владимир Богданов

Кино –  искусство, преодолевающее границы и возводящее мосты
Кино –  искусство, преодолевающее границы и возводящее мосты
Кино –  искусство, преодолевающее границы и возводящее мосты
Кино –  искусство, преодолевающее границы и возводящее мосты
Кино –  искусство, преодолевающее границы и возводящее мосты
Кино –  искусство, преодолевающее границы и возводящее мосты
Кино –  искусство, преодолевающее границы и возводящее мосты
Кино –  искусство, преодолевающее границы и возводящее мосты