30 марта в театре Надежды Бабкиной «Русская песня» состоялась торжественная церемония награждения лауреатов самой престижной и старейшей премии Российской Академии кинематографических искусств «Ника».
Нынешнее награждение национальной премией проводится уже в 32-й раз. Премия была учреждена по инициативе кинорежиссера Юлия Гусмана и сценариста Виктора Мережко и с тех пор вручается ежегодно. Первая церемония вручения кинопремии состоялась в декабре 1988 года в Центральном Доме кино. Первым Президентом Российской Академии кинематографических искусств «Ника» был сценарист, драматург Виктор Мережко. С 2001 года этот пост занимал кинорежиссер Эльдар Рязанов, а 2007 году его сменил актер Алексей Баталов. Нынче этот пост занимает кинорежиссер Андрей Кончаловский, который, к сожалению, не смог попасть на церемонию, т.к. в это время его самолет в котором он возвращался в Москву из съемок в Италии, был высоко в облаках.
Гостей приветствовал основатель и художественный руководитель церемонии режиссер Юлий Гусман. В этот вечер он много шутил, часто острил и в шутку пикировался с коллегами, поднимающимися на сцену для вручения премии.
«Очень рад вас всех видеть, это будет такой тихий семейный вечер», – с улыбкой отметил Гусман, открывая Церемонию награждения. Вечер в двух отделениях по очереди вели две Катерины – актрисы Гусева и Шпица. Шутя и «разогревая» зрительный зал незлобивыми шутками в адрес своих коллег, Гусман плавно перешел к деловой части церемонии награждений.
Особым событием в этот вечер было награждение главного нынешнего лауреата премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» имени Эльдара Рязанова стал грузинский кинорежиссер Отар Иоселиани. Зал приветствовал мэтра стоя. Статуэтку крылатой древнегреческой богини «Ники» вручал режиссеру известный журналист, фотокорреспондент Юрий Рост. Свое выступление со сцены во время получения награды Иоселиани начал с того, что попросил публику представить, что он уже сказал длинную речь. Потом теплым словом вспомнил своих живых и ушедших друзей. И завершил свое короткое выступление неожиданной фразой: «Мне не нравится поведение вашего Министра культуры», чем сорвал бурные овации зала. – «По-моему, вы поняли, о чем я хотел сказать?» – многозначительно заключил он свою речь и сошел со сцены…
Лидерами в наибольшем числе полученных наград в этом году стали три фильма «Лето» Кирилла Серебренникова», «Война Анны» Алексея Федорченко и «Ван Гоги» Сергея Ливнева. Открытием года назвали Рому Зверя, который сыграл Майка Науменко в фильме «Лето». В номинации «Лучшая работа художника» отмечена Елена Окопная («Довлатов»), лучшим художником по костюмам названа Татьяна Патрахальцева («История одного назначения»), в музыкальной номинации отмечены Леонид Десятников и Алексей Сергунин («Ваг Гоги»), а лучшим звукорежиссером стал Борис Войт («Лето»).
Лучшим фильмом года признана лента «Война Анны» Алексея Федорченко. Он был отмечен сразу в нескольких номинациях. Лента рассказывает историю маленькой девочки, вся семья которой погибает во время массового расстрела. Сама она чудом остается в живых — мать закрыла ее своим телом. Больше двух лет девочка живет, прячась в нерабочем камине в комендатуре, пока деревню не освобождают от нацистов. Главную роль исполнила девятилетняя Марта Козлова – за ее плечами уже номинации на «Золотой орел», премии кинокритиков «Белый Слон» и «Ника» за лучшую женскую роль. Академия кинематографических искусств признала ее работу лучшей в этом году и отметила в номинации «Открытие года».
Картина Кирилла Серебренникова «Лето» – ностальгическая лента о молодых героях советской рок-сцены – Викторе Цое, Майке Науменко, Борисе Гребенщикове и др., фильм о рок-н-ролле, молодости и рвении к свободе, также получила несколько наград. Кирилл Серебренников стал лучшим режиссером этого фильма. Награду за него получили его коллеги по фильму, так как сам режиссер находится в настоящее время под домашним арестом. Фильм также получил статуэтки в категории «Лучшая работа звукорежиссера» и в новой категории этого года – «Лучшая работа режиссера монтажа».
Лучшими актерами 2019 года стали Алексей Серебряков («Ван Гоги») и Евгений Цыганов («Человек, который удивил всех»). Юрий Кузнецов – коллега Цыганова по фильму, получил статуэтку за лучшую мужскую роль второго плана. Лучшей актрисой второго плана стала Елена Коренева в фильме «Ван Гоги», которая выразила радость по поводу полученной награды, и в конце выступила с пламенной защитной речью в адрес Кирилла Серебренникова по поводу его домашнего ареста.
Лучшим неигровым фильмом стал «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» режиссера Андрея Осипова, лучшим анимационным фильмом – «Знаешь, мама, где я был?» Левана Габриадзе. Лучшими сценаристами стали Авдотья Смирнова, Анна Пармас и Павел Басинский за работу над фильмом «История одного назначения». Лучшим оператором признали Юрия Клименко за съемку фильма «Ван Гоги», а лучшую музыку к фильму также в ленте «Ван Гоги» были отмечены Леонид Десятников и Алексей Сергунин.
Специальным призом Совета Академии «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа за прошедший год был отмечен фильм «Домашний арест», авторы Семен Слепаков и Петр Буслов.
Получая награду Сергей Слепаков пошутил со сцены, что у КВН-щиков неплохо обстоят дела – одни получают «Нику», другие баллотируются в президенты Украины, сказал он, намекая на Зеленского.
Хочется отметить, что во второй части торжественной церемонии прозвучал грустный момент, когда объявили минуту памяти ушедшим в этом году коллег. Зрители стоя посмотрели кадры с ушедшими товарищами по цеху …Игорь Беляев, Александр Иванкин, Ася Зверева, Майя Туровская, Ганна Ганевская, Давид Черкасский, Станислав Говорухин, Николай Караченцов, Кира Муратова, Петр Зайченко, Юрий Шиллер, Валентин Толстых, Александр Аскольдов, Иван Бортник, Нина Дорошина, Сергей Юрский, Владимир Этуш, Марлен Хуциев. Был очень тяжелый год и были невосполнимые потери. Но почему-то не было среди этих кадров Олега Табакова…
Вечер прошел очень тепло и как-то даже, по-семейному. Все эти неполные четыре часа, проведенные в зале, передавали ощущение полного взаимопонимания и единения, ощущения единого организма кинематографического братства. Грустные моменты перемежались с позитивными, где проходила мысль, что жизнь продолжается несмотря ни на что, и сегодня мы отмечаем своих коллег за их достойный вклад в историю нашего отечественного кинематографа.
По окончании церемонии все лауреаты поднялись на сцену для общей памятной фотографии.
Фаина Зименкова
Фото Артем Костенко