Аплодисменты для Николая Лебедева5 декабря в Москве в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова при поддержке Министерства культуры РФ прошел мастер-класс российского кинорежиссёра и сценариста, лауреата двух Государственных премий РФ Николая Лебедева (фильмы: «Экипаж», «Легенда №17», «Звезда», «Волкодав из рода Серых псов» «Змеиный источник» и др.)

… Зал Государственного Театра киноактера был полон. Студенты и выпускники ВГИКа, театральных вузов и самой академии с интересом слушали искренний профессиональный рассказ режиссера. Дипломированный журналист и сценарист, прекрасно владеющий словом, ненавязчиво остроумный, Николай сразу установил контакт с аудиторией, и чувствовалось, что ее внимание ему так же важно, как и начинающим кинематографистам опыт мэтра. Кстати, будучи на поколение старше, Николай Игоревич внешне мало отличается от молодых коллег.

Его, конечно, спрашивали, как достичь успеха, по какому пути пойти, когда будут кастинги, как вести себя на пробах и даже дарили свои фотографии… На что режиссер отвечал: «Будьте самими собой – и все у вас обязательно получится!»

В 90-х, в тяжелые времена для страны и, в частности, кинематографа, Николай Лебедев, преуспевавший в журналистике, не отступился от своей мечты стать режиссером. В особенно трудные моменты ему помогала книга Людмилы Гурченко «Аплодисменты», вытаскивала из сомнений и давала надежду. Заметным фильмом Лебедева стал «Змеиный источник», где главную героиню сыграла Ольга Остроумова, чью еще одну грань таланта и разглядел молодой режиссер, отменив решение о ранее утвержденной актрисе. Среди любимых режиссеров он называет и Хичкока, преуспевая в детективном жанре. И вообще все его фильмы зрители смотрят с большим соучастием, напряжением всех сил и душевной дрожью. Еще в фильме «Звезда», который Лебедев очень хотел снять, несмотря на «закрытые двери» «Мосфильма», режиссер проявил себя новаторски. Уж столько фильмов на военную тему было снято (в том числе и по повести «Звезда» Э. Казакевича), но у Николая война была не пафосной, не ура-патриотичной, а острой в своей будничности: грязь болота и лазоревый цветок, бабочки-птицы и смерть – рядом.

Когда рядом с героикой мы видим ранимого, грешного человека – это всегда подкупает. Персонажи Лебедева живые, это мы с вами. Интересно, что на роль В. Харламова Данила Козловский долго не утверждался. Но он очень хотел сыграть, и, несмотря на игру в петербургском театре, досъемке в фильме, артист самозабвенно тренировался на льду. «Когда мы стали общаться, читать текст сценария, Д. Козловский мне стал очень интересен», — говорит режиссер. И реплика «Тебе не больно, Харламов!» стала спасительной для многих, преодолевающих себя.

В следующем фильме – «Экипаж» — уже Данила не давал согласия на роль: не хотел повторения, не видел в себе достаточных возможностей. Но его упорство в изучении профессии летчика, проникновение в психологическую ткань образа привело к успеху и даже признанию самими летчиками-консультантами его навыков и авиаинтеллекта.

Николаю всегда важна атмосфера на съемочной площадке. В актере он ценит, прежде всего, человеческие качества. Судя по его рассказам, умеет сплотить коллектив, а если и наорет, то во благо, дабы настроить актера на нужную волну. Хорошим людям везет, они притягивают хорошее. Плодотворная дружба с маститым польским оператором Иреком Хартовичем создала такие шедевры, как «Легенда № 17» и «Экипаж». А начинался тандем со случайного (случайного ли?) знакомства и взаимопонимания, несмотря на языковой барьер, на уровне эмоций. В сложнейших киношных ситуациях оператор руководствуется принципом: нет impossible, а есть need. Так, неожиданный снег, мешавший съемкам в «Экипаже», Хартович рассматривал как пепел.

Гениально! Кто хочет работать, тот ищет возможности, а кто не хочет, тот ищет причины. Но если Ирек говорит «нет», то Лебедев не спорит.

Пожелаем Николаю Лебедеву (и всем нам) новых откровений на экране. И очередных Аплодисментов.

Елена МАРТЫНЮК

Аплодисменты для Николая Лебедева
Аплодисменты для Николая Лебедева
Аплодисменты для Николая Лебедева