«Киномалышок» – младший брат «Киношока»

14.09.2019 1128
«Киномалышок» – младший брат «Киношока»

В первой декаде сентября в Анапе двадцать восьмой раз проходил Открытый кинофестиваль «Киношок». Благодаря кинофестивалю, вот уже многие годы вначале бархатного сезона Анапа превращается на неделю в кинематографическую Мекку, куда съезжаются актеры, режиссеры, продюсеры и другие деятели кино из России, Беларуси, Казахстана, Армении, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Эстонии, Чечни и др.

Выявление и профессиональная поддержка талантливых кинематографистов, чьё творчество несёт духовность и эстетическую новизну, а также сохранение единого кинематографического пространства и сотрудничество между кинематографистами республик и регионов Российской Федерации является основной целью фестиваля «Киношок». Задача, которую уже много лет ставит перед собой фестиваль, это поиск новых самобытных и оригинальных художников, их продвижение в российском кино. За эти годы фестиваль открыл немало ныне известных и популярных имен, среди которых Павел Костомаров, Александр Котт, Александр Велединский, Владимир Хотиненко и др., и продолжает и сегодня открывать.

В рамках двадцать восьмого фестиваля прошли пять конкурсов полнометражных, короткометражных и документальных фильмов, телевизионного и детского кино, которые и выявляют лучших из лучших. Первые три конкурса оценивали профессиональные жюри. В конкурсе телевизионного кино победитель определялся зрительским голосованием, а в конкурсе детских фильмов «Киномалышок», лучшие картины выбирало детское жюри, состоящее из школьников, под руководством профессионального кинематографиста. В этом году председателем детского жюри был актер театра и кино, педагог Александр Кольцов.

По традиции детское жюри (примерно, шесть-семь человек) выбирается из наиболее активных и хорошо себя проявивших в каком-либо виде творчества школьников по месту его проведения. В этом году конкурсные показы фильмов «Киномалышка» проводились в четырех городах: Анапе, Новороссийске, Темрюке и Крымске. По окончании показов, председатель жюри вместе с его членами обсуждали результаты, и путем голосования определяли победителей. Также, как и во взрослом, в детском жюри несколько номинаций: «Лучший фильм», «Лучшая детская актриса», «Лучший детский актер» и «Лучший сценарий»

– «Наш «Киномалышок» является младшим братом «Киношока», хотя он уже вырос из коротких штанишек и официально достиг своего совершеннолетия, – рассказывает известный киновед, кинодраматург и куратор «Киномалышка» Анна Пендраковская. – В этом году ему исполнилось восемнадцать лет. Каждый год мы стараемся чем-то разнообразить наш фестиваль и внести что-то новое. В этом году церемонию открытия «Киномалышка» мы объединили с совпавшим праздником «Днем знаний» и получилось очень торжественно, весело и празднично. Перед ребятами на городской площади выступили с музыкально-танцевальными номерами детские художественные коллективы города – ансамбль эстрадной песни «Друзья», хореографический ансамбль «Молодость», вокальный ансамбль «Сюрприз», а также показан подготовленный совместно с любительским театром кукол «Варежка» и семейной театральной студией «Горошины» спектакль «Море знаний» под руководством Елены Ермак и Дарьи Потеминой. Для самых маленьких мы показали новый анимационный фильм. А еще ноу-хау нынешнего «Киномалышка» – это съемки короткометражного документального фильма с участием детей – самых активных участников программы. Съемки фильма проводились в течение всего фестиваля, где были сняты самые интересные и значительные моменты фестиваля. Что получится в результате – увидим уже после фестиваля, когда фильм смонтируется».

В этом году на конкурс «Киномалышка» было представлено шесть художественных полнометражных российских фильма: «Eins, Zwei, Drei» («Айн-цвай-драй»), «Водяная», «Земная сторона Луны», «Замри! Отомри!», «Рисунки дождём», и «Солдатик». Каждый показ фильма в названных городах сопровождался встречей детей с создателями представленного фильма. Режиссеры или продюсеры не только представляли свои фильмы, но и проводили для ребят мастер-классы, рассказывали о съемках фильмов, делились секретами мастерства, отвечали на многочисленные вопросы ребят. Представленные на «Киномалышке» фильмы были самые разноплановые: от сказки, детских приключений до серьезных историй, героических событий, поднимающих важные морально-нравственные вопросы.

Фильм режиссеров Анны Багмет и Ирины Лингдт «Eins, Zwei, Drei» («Айн-цвай-драй») – это кинотрилогия, рассказывающая о дружбе русского мальчика Ивана и немецкой девочки Эрики, которые знакомятся в языковом лагере в Германии. Мама мальчика Ивана – Елена Вайс, очень хочет, чтобы ее сын освоил немецкий язык и отправляет его в языковой лагерь в Германию. Он всячески противится этому, его не очень интересует язык, но познакомившись там с немецкой девочкой Эрикой, которая очень понравилась ему, у него меняется отношение к языку. Он хочет подружиться с ней и общаться. Но как общаться, если она говорит только по-немецки, а он по-русски? Так у него появляется интерес и мотивация к изучению немецкого языка. Во второй части трилогии главные герои, заметно повзрослевшие, оказываются уже не в Германии, а в Москве, а затем и в сибирской деревне в Алтайском крае…

Фильм «Водяная» режиссера Алексея Барыкина основан на сказочном сюжете, хотя сама история происходит во вполне реальной татарской деревне, куда мать с двумя детьми, сыном и дочерью, приезжают навестить своих родственников. Однако с самого начала зритель погружается в несколько таинственную обстановку, окружающую жизнь местных жителей. Многое в отношениях родственников начинает настораживать детей, особенно жена их дяди. Постепенно интрига фильма усиливается, держа зрителя в напряжении. В одну из темных ночей пропадает их мать, как потом выясняется, ее похищает Водяная – страшная ведьма, которая живет в местном озере. Дети ищут выход из создавшегося положения и придумывают план спасения мамы. Следя за так называемой «родственницей», они начинают многое понимать, и в конце концов им открывается страшная тайна. Интрига держит зрителей на протяжении всего фильма, но, как всегда в сказках, всё заканчивается хорошо.  Добро торжествует над злом, и мама благополучно спасена.

Еще одна сказочная история рассказана в фильме режиссера Андрея Кима «Земная сторона луны». Фильм рассказывает удивительную историю путешествия английского мальчика на Луну. Там он встречается с жизнерадостными и приветливыми существами – «Лунатиками», которые очень любят наблюдать в телескопы за всем, что их окружает. Наблюдая за мальчиком по телескопу, они многое узнали о его жизни. «Лунатики» встречают прилетевшего к ним на Луну мальчика со всеми почестями, но мальчику сейчас не до праздника, ведь на Земле в смертельной опасности остался его отец. И чтобы его спасти, герою придется идти к «Молчунам» – странным, пугающим существам, живущим на обратной стороне Луны. «Лунатикам» же не понравилось, что их пышный прием был проигнорирован, и, рассердившись на мальчика, а заодно и на всех землян, они придумали хитроумный план мести…

Сюжет этого фильма стилизован под придуманную авторами фантастическую повесть, написанную, якобы, в 19-м веке, где нити переплетаются, запутываются, словно в восточном ковре с замысловатым рисунком. Внимательный зритель постепенно распутывает эти сложные перипетии фильма и понимает, что на Луне, оказывается, существуют те же, что и на Земле, проблемы «отцов и детей» и многое другое, что роднит их с землянами. Создатели фильма опираясь на приключенческую фантастику, доступным и понятным юному зрителю языком, говорят с ним о проблемах взаимоотношений между поколениями, пытаются разглядеть и найти вечную связующую между ними нить. Фильм наполнен захватывающими приключениями, интересными коллизиями, и в конце концов, как и должно быть в сказке, дружба побеждает и всё благополучно разрешается.

Фильм «Замри! Отомри!» режиссера Константина Сухарькова и продюсеров   Владимира и Каринэ Пирожков также снят в приключенческом ключе. Любознательный школьник Никита очень увлечен химией и занимается различными опытами. О своих опытах он хочет рассказать знакомому Профессору, но когда приходит в его лабораторию, застает там троих бандитов – Папашу и его подручных – Длинного и Арбуза, которые хотят выведать у Профессора секрет открытого им волшебного средства – «Замри! Отомри!», замедляющего Время, которое они хотят использовать в своих корыстных целях. Никита неожиданно становится обладателем заветной баночки с эликсиром «Замри! Отомри!» и вместе со своим другом Артемом пускаются в опасные приключения. Внучка Профессора Арина пытается их образумить, но ребята одержимые спасением этого волшебного средства, не реагируют на это, и продолжают свое рискованное дело по его спасению. Но ребята еще не знают, что за «Папашей» стоит куда более грозная фигура – «Шеф», который ни перед чем не остановится… Фильм построен на контрастах, очень динамичен и держит ребят в постоянном напряжении.

Совсем в другом реалистическом ключе снят фильм режиссера Константина Одегова «Рисунки дождем». Картина основана на воспоминаниях художника о своем детстве. Герой фильма – художник, рисующий картины с помощью шприца, который «выплетает» свои полотна акриловыми нитями, тянущимися из него.  Накладываясь на холст, они образуют единую ткань видимого и невидимого, и становятся как бы новой связующей нитью между реальной и художественной действительностью. Фильм начинается с событий сегодняшнего времени, когда главный герой, будучи уже взрослым, состоявшимся в этой жизни человеком – известным художником, работая над очередной картиной, вспоминает историю своего детства. Эпизоды из далекого советского прошлого выплывают из памяти художника столь ярко и явственно, что он невольно связывает их с жизнью сегодняшней России. Это невыдуманная история, рассказывающая о нелегкой судьбе сибирского мальчика, которая убедительно доносит всю важность морально-нравственного воспитания подрастающего поколения, развивает в нем чувство глубокого уважения к родителям, культуре, истории своих предков. Фильм заставляет зрителя задумываться о серьезных проблемах нашего бытия, взаимоотношениях со своими близкими, родными, учит ответственности за свои поступки.

О любви не только к своим близким, родным, учит фильм «Солдатик» режиссера Виктории Фанасютиной и продюсера Александра Голутвы, но и к своей стране, преданности ей и бесстрашию. Фильм основан на реальных события, и тем еще более достоин внимания и уважения. Это пронзительная и очень трогательная история о волнующих героических событиях, произошедших в жизни самого маленького солдата – героя Великой Отечественной Войны, шестилетнего Сережи Алешкова. Он потерял своих родных, попал в действующую армию, где его тепло встретили и обогрели солдаты армии.

В фильме нет компьютерной графики, съемки фильма сняты в стилистике лучших советских фильмов о войне и напоминают любимые военные фильмы, снятых в 80-90-х годах. Попав в действующую армию, Сережа стал сыном полка и не беря в руки оружия, бесстрашно и преданно помогает своему полку, как взрослый. Невозможно не сопереживать маленькому солдату, который пытается быть сильным и мужественным в ужасных условиях войны.

Его чуткое сердечко тянется к солдатам, нашедшим и приютившим его в своем полку. Он пытливо вникает в солдатские будни и уставные требования, изо всех силенок пытается быть полезным. Командир полка проникается к нему любовью и состраданием и не в силах расстаться с ним. Он пишет прошение об усыновлении этого мальчика и становится ему отцом. Маленький Сережа не только выполняет посильные поручения своего нового папы, но и, проявляя инициативу, действует как настоящий воин. Фильм рассказывает о том, что люди в любой ситуации должны оставаться прежде всего людьми, нести в себе свет добра и любви, чести, долга и любви к своей Родине.

Представленные фильмы, повторяю, разные по сюжету, стилистике, своим приемам и манере освещения выбранных режиссерами тем, но всех их объединяет положительный посыл, который несут эти фильмы, любовь к ближнему, к своему Отечеству, победу добра над злом, морально-нравственные ценности, которые провозглашаются на экране и это чутко поняли и оценили дети, а также члены детского жюри. Подведенные итоги которых очень красноречиво говорили об этом.

Итак, оценивая просмотренные фильмы, жюри распределили свои предпочтения следующим образом: «Лучшим фильмом» был назван фильм Алексея Барыкина «Водяная», «Лучшим юным актером» был признан Андрей Андреев в фильме «Солдатик» Виктории Фанасютиной, «Лучшей юной актрисой» признана Ариана Вадигер в фильме «Eins, Zwei, Drei» (Айн, Цвай, Драй), «Лучшим сценарием» был назван фильм «Замри! Отомри!» режиссера Константина Сухарькова и продюсеров Владимира и Каринэ Пирожков.

В прошлом году впервые вручались призы для «Киномалышка» от туристического альманаха «Путёвые заметки» – информационного партнера кинофестиваля «Киношок». И это уже стало хорошей традицией, которую альманах будет продолжать и дальше. В этом году редакция туристического альманаха вручила свои Дипломы «За актерский ансамбль» фильму «Земная сторона Луны» режиссера Андрея Кима, и «За воплощение темы становления личности юного героя» в фильме «Рисунки дождем» режиссера Константина Одегова.

Итак, кинофестиваль, а с ним и наш «Киномалышок» завершили свою работу, чтобы к следующему году подрасти и стать еще на год старше, и конечно же, более талантливым и интересным. В добрый путь, «Киномалышок»

Фаина Зименкова

Фото Светлана Ковальчук

  

 



Другие статьи