Сказали мне: «Безумным стал ты

Из-за того, кого ты любишь».

Ответил я: «Вся жизни сладость

Одним безумцем лишь доступна».

Яфи «Сад душистых трав»

 Минувшая неделя для театральных московских гурманов оказалась очень удачной. Из-за объявленной прошлым летом пандемии юбилей народной артистки России Светланы Крючковой и гастроли Санкт-Петербургского Большого Драматического Театра им. Г.А Товстоногова (БДТ) были перенесены на 2021год. Верные поклонники актрисы не сдали назад билеты, и целый год ждали встречи с любимой актрисой. И терпение их было вознаграждено. Несмотря на неутихающий ковид, долгожданная встреча всё же состоялась.

В рамках гастролей БДТ, организованных благотворительным фондом Олега Ефремова с огромным успехом прошли два легендарных спектакля (оба в постановке известного питерского режиссёра Романа Мархолиа), которые были созданы специально для Светланы Крючковой к её 70-летию. Поистине, королевский подарок москвичам! Два дня, первый, в день рождения Светланы Крючковой – 22-го июня, а также на следующий день, – состоялось два показа спектакля по произведению Ф. Достоевского «Игрок». Следующие два дня – спектакль «Жизнь впереди», поставленный по роману французского писателя русского происхождения Ромена Гари, вышедшего под псевдонимом Эмиль Ажар – «Жизнь перед тобой», который был удостоен Гонкуровской премии – самой престижной награды Франции.

Очень символично, что Светлана Крючкова сыграла свои спектакли на некогда родной МХАТовской сцене, где в 1974 году, сразу по окончании театрального института, она делала первые шаги профессиональной актрисы. А через год, выйдя замуж, она переехала в Ленинград, где стала ведущей артисткой БДТ.

И вот триумфальное возвращение с гастролями на родную сцену спустя сорок три года… Что и говорить, встреча с театром и со зрителями была долгожданной и очень волнующей для обеих сторон. Все четыре дня во МХАТе был аншлаг!

Автору этих строк удалось побывать и на пресс-конференции, которая предшествовала этим показам, и на показе спектакля «Жизнь впереди».

Итак, спектакль с жизнеутверждающим названием «Жизнь впереди». В главной роли – в прошлом куртизанка, ныне содержательница детского приюта, пожилая больная женщина – мадам Роза в исполнении Светланы Крючковой. Сказать о ней – сыграла органично – не сказать ничего. Она завораживает своей игрой, поражает, умиляет, раздражает, ей сострадаешь и беспредельно веришь, веришь каждому её слову, повороту головы, движению руки, походке; как она сидит в своём полуразвалившемся кресле, как разговаривает, поёт, ругается, кричит и общается сразу на пяти языках: русском, иврите, идише, польском и французском – словом, веришь всему, что она делает на сцене. Она не играет, а буквально проживает свою роль. Порой сердце сжимается так, будто это твой родной человек, и ты понимаешь, какой тяжёлый груз пережитых лет пронесла и продолжает нести эта больная, мужественная женщина.

В основе сюжета – история взаимоотношений мадам Розы и её арабского воспитанника Мохаммеда, которого для краткости все зовут Момо. Старая польская еврейка, бывшая проститутка берёт на воспитание в приют оставшегося сиротой арабского мальчика Момо и всем сердцем привязывается к нему.

Так начинается драматическая история отношений между ними — отношений, настолько проникнутых любовью и теплотой, что это едва ли не начинает граничить с безумием… Приют, который содержит мадам Роза, находится в эмигрантском квартале Парижа, густо населённом всякого рода блудницами, сутенёрами, бандитами всех мастей, где все его обитатели живут одной большой семьёй.

Бывшая проститутка мадам Роза прожила трудную жизнь, полную лишений, унижений и страхов. В её жизни было всякое, она не понаслышке знает, что такое гетто, она пережила Освенцим, потеряла всех своих близких, и хорошо знает, чего стоит человеческая жизнь. Она давно рассталась с иллюзиями относительно доброты окружающего её мира, и, несмотря на это – это спектакль о любви, которая нужна и тем, кто пришёл в этот мир и только начинает свою жизнь, и тем, кто уже прошёл свой путь и чьи дни почти сочтены. Мадам Роза борется за жизнь изо всех сил, она твёрдо знает, что пока жизнь продолжается, битва не окончена и «всё ещё впереди». «Всё ещё впереди» – это основная жизненная идеология мадам Розы, и всё, что она говорит и делает соотносится с этим…

Рассказывая на пресс-конференции журналистам об этом спектакле, Светлана Николаевна сказала, что она 25 лет мечтала сыграть мадам Розу, потому что круг вопросов, которые возникают на протяжении чтения этого замечательного романа, охватывает всю человеческую жизнь. И вот её мечта осуществилась. Очень точно охарактеризовала Крючкова юного героя романа, с которым свела судьба мадам Розы: «Он с такой зрелой душой, и вдруг происходит соприкосновение его души с душой мадам Розы, которая видела всё в этой жизни, всю грязь: и предательство, и измены, и равнодушие. И она уже на пороге ухода, она между жизнью и смертью. И эти две души так соприкасаются, что если бы они были одного возраста, это было бы то, что мы называем у людей «пара». Две половинки одной души…»

Кажется, лучше не скажешь и ничего не добавишь к этому. Спектакль «Жизнь впереди» – одна из самых последних работ Светланы Крючковой и не только как исполнительницы главной роли, но и как полноценного соавтора современной постановки. Это необычный творческий эксперимент, который был задуман совместно с режиссёром Романом Мархолиа. Об этом Крючкова говорит следующее: «Если мы, режиссер и актриса, открыты друг другу, то родится «красивый ребенок». А если начнется: подвинь руку, переставь ногу, переключи свет, то ничего не будет. Вот такое у меня деликатное партнерство с Романом, поэтому оно и даёт хорошие результаты».

Вообще творческий тандем режиссёра Романа Мархолиа и актрисы Светланы Крючковой – удивительное и редкое по своей продолжительности и мироощущению явление. Их творческий дуэт длится уже более двадцати лет. «И в этом есть какой-то феномен, – признаётся сам режиссёр – потому что мало тайны осталось. Личности – они стёрты, особенно в театре. Все всё умеют, но это немножечко другая история. А вот монстров – в хорошем смысле – не встретишь, таких чудовищ театральных, и это, конечно, удивительно, потому что в них вся тайна. Мы идём в театр, чтобы соприкоснуться с ними, увидеть то напряжение жизни, которого нет даже в жизни. Вот Светлана Николаевна способна это транслировать и потому, наверное, так притягательна… Ей верят, несмотря на турбулентность времени. Ведь должны быть какие-то ориентиры, и в театре сейчас ещё больше ищет зритель, кому можно верить?»

Кажется, в этом и заключается главная тайна Светланы Крючковой. А ещё – в вере своему режиссёру. На встрече с журналистами Крючкова призналась, что безоговорочно верит ему, потому что у него, есть одно удивительное качество, – он очень чувствует её. «Я прихожу на первую репетицию, – рассказывает она, – и не имею понятия, как это играть? Я не тащу за собой груз штампов, которые я наработала… Я просто отдаюсь полностью в руки режиссёра, а он руководит. Я ему верю на сто процентов, а он вдруг открывает во мне то, что не только для журналистов было закрыто, и для зрителей, которые меня любят больше, чем журналисты, – но и для меня было скрыто, понимаете?» – откровенничает актриса. И продолжает: «Я куражистая, я хулиганка. Я не боюсь пробовать и показаться кому-то глупой. Или кому-то бездарной – это проблемы того, кому покажусь такой. Это отнюдь не мои проблемы и не проблемы режиссёра».

Такие откровения актрисы, конечно же, дорогого стоят и помогают найти ключ к разгадке её творчества, её безусловного успеха в спектаклях, в которых она играет, и безграничной любви её зрителей.

Возвращаясь к спектаклю «Жизнь впереди», хочется отметить также замечательную игру молодого актёра Ивана Федорука, пронзительно и очень достоверно сыгравшего роль арабского воспитанника Момо, создав достойный дуэт вместе со старшим партнёром по сцене. Его харизматичная внешность, хорошо поставленный голос, которым он безупречно владеет, трепетные интонации в диалогах, его любознательность и преданность мадам Розе безусловно подкупают и вызывают огромную симпатию и сочувствие к судьбе этого глубоко несчастного сироты, и одновременно счастливого человека, встретившего в своей короткой жизни безмерно любящее сердце, в котором он находил отклик и сочувствие.

Нельзя не отметить и те немногочисленные роли в спектакле, которые сыграны молодым и средним поколением актёров также искренне, ярко и свежо, составив единый гармоничный ансамбль в спектакле…

Фаина Зименкова

Фото Пресс-службы театра