Опера Дж. Пуччини «Тоска», одна из самых популярных и любимых публикой всего мира, в феврале впервые появится в репертуаре театра «Геликон-опера».

Премьеру «Тоски» Дж. Пуччини «Геликон-опера» посвящает памяти выдающегося режиссера друга театра Андрейса Жагарса. В 2004 году по приглашению Жагарса, директора Латвийской Национальной Оперы, Дмитрий Бертман ставил «Тоску» в Риге вместе с известным дирижером Андрисом Нелсонсом.

«Тоска» — опера удивительная. Ее упрекали в натурализме, дешевом мелодраматизме, «веристских крайностях», в излишней «брутальности» (в «Тоске» умирают все главные герои, это самая «летальная» опера Пуччини).

«Тоска» обожаема публикой. Ее бесконечно ставят по всему миру в любых оперных театрах. Сам Пуччини боролся за то, чтобы сюжет пьесы «Тоска» французского писателя Викторьена Сарду был отдан именно ему –  эта же тема занимала и его коллегу, молодого композитора Франкетти. В конце концов, Франкетти уступил, а опера «Тоска» вошла в историю, как шедевр Пуччини.

«Тоска» наполнена невероятным психологическим напряжением. Дмитрий Бертман вспоминает, что, когда он впервые побывал в доме-музее Пуччини в Торре-дель-Лаго, личность композитора повергла его в шок: «Когда я увидел гостиную, спальню, погребальню, где в смежных комнатах похоронены его мать и он сам, когда я увидел коллекцию оружия (а Пуччини собирал оружие с остатками крови, потому что был охотником, и после того, как убивал, не смывал кровь), когда узнал о подробностях его личной жизни, я сразу начал вспоминать сцену допроса Каварадосси…В любой опере Пуччини – жесткая сумасшедшая драматургия и экстремальные обстоятельства. Но при этом – потрясающая музыка. Она вся – саундтрековая».

Действие в «Тоске» развивается стремительно, в течение 24 часов в охваченном революционными настроениями Риме. В пьесе В. Сарду «Тоска» точно прописано время – «день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года». Первый и единственный раз Пуччини создал оперу на исторический сюжет – все события происходят на фоне знаменитой битвы Наполеона при Маренго, состоявшейся 14 июня 1800 года.

В «Тоске» живут конкретные персонажи, многоликие и изменчивые, манкие для зрителя в любые времена и эпохи. Реальность происходящего подчеркнута музыкальными деталями: известно, что в прелюдии к последнему действию Пуччини воспроизводит звучание утренних колоколов в Соборе Св. Петра в Риме, а в уста мальчика-пастуха вкладывает текст старинной итальянской песни, которую действительно пели пастухи в окрестностях Рима

«Тоска» — это драма, в которой самым изощренным способом Пуччини сплел сладострастие с пытками, ярость с любовью, жажду свободы с деспотией… За многие годы постановок история любовного треугольника Каварадосси-Тоска-Скарпиа обросла сценическими традициями. Но что происходит на самом деле между героями, как зарождается эта история? Дмитрий Бертман предлагает свою версию известного сюжета, исследуя иные мотивации поступков героев. Именно они и окажутся в фокусе внимания режиссера. «Тоска» превращается в живой детектив…

На премьерной афише в 1900 году была изображена Тоска над телом Скарпиа. Именно эта мизансцена в то время была сочтена ключевой в замысле композитора. Какие тайны Дмитрий Бертман откроет в роскошной музыке Пуччини и как донесет до зрителей его послание, мы узнаем на премьере 10 февраля.

Над созданием спектакля также «колдуют» дирижер Валерий Кирьянов, художник-сценограф Игорь Нежный, художник по костюмам Татьяна Тулубьева, художник по свету Дамир Исмагилов, хормейстер Евгений Ильин.

Премьерные показы продлятся с 10 по 14 февраля 2021 года.

Пресс-служба театра «Геликон-опера»