Доброе кино от «Лучезарного ангела»XIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» прошел в Москве с 28 октября по 6 ноября как всегда с основным лейтмотивом «Доброе кино возвращается».

На фестиваль прислали более 300 работ, но в конкурсную программу попали только 62 картины из 15 стран, включая Испанию, Армению, Малайзию, Польшу, Украину и Иран. Кинофестиваль проводится при духовном попечительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Светлана Медведева — председатель Оргкомитета кинофестиваля, президент Фонда социально-культурных инициатив, председатель Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Цели кинофестиваля: приобщение подрастающего поколения россиян к духовному наследию Отечества; возрождение детского, юношеского и семейного кинематографа; инициирование и поддержка процессов создания, производства и кинопроката «доброго кино».

Доброе кино, на которое приходят семьями, рассказывает о главном: милосердии, сострадании, вере, любви, патриотизме, помощи ближнему, победе добра над злом.

«Это честный, умный, очень разнообразный кинофестиваль. Представлено очень много фильмов, разных, талантливых в своем роде, содержащих какие-то открытия», — отмечает председатель жюри, заслуженный деятель искусств РФ Армен Медведев.

Александр Михайличенко, директор кинофестиваля «Лучезарный Ангел», заслуженный артист России так отмечает важность такого фестиваля: «Важность фестиваля «Лучезарный ангел» объективна и абсолютна заметна. Жаль, что сегодня на телевиденье, на широком экране такие добрые фильмы – это не формат. Мы хотим, чтобы доброе кино стало форматом на телевиденье и широком экране. Наши зрители от 5 лет и до самого пожилого возраста. После нашего кино, зрители выходят радостными, счастливыми. Очень важно, чтобы кино пробуждало в человеке добро, веру, любовь, покаяние, храбрость и настоящий, истинный патриотизм».

Председатель Оргкомитета кинофестиваля Светлана Медведева на торжественной церемонии закрытия отметила: «Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» год за годом собирает многотысячную аудиторию, что говорит не только о его популярности, но и о возрождении традиции семейных кинопросмотров, укреплении связи поколений. И еще важней, что в залах было много детей, которые с удовольствием смотрели анимационные и художественные фильмы. Так же мы услышали, что говорит зритель – специально для этого проходили показы фильмов с последующим обсуждением. Все без исключения мероприятия заканчивались словами благодарности в адрес организаторов кинофестиваля и, конечно же, в адрес режиссёров, сценаристов актёров. Эта благодарность – самый убедительный показатель востребованности нашего проекта и правильности пути, по которому идут кинематографисты»

Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский также подчеркнул важность кинофорума: «Как бы нам ни пытались привить любовь к примитивным, низкопробным фильмам, зритель хочет смотреть «доброе» кино, рассказывающее нам о лучших человеческих качествах. И фестиваль это доказывает».

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Александр Кибовский напомнил, что российская столица является крупнейшим мегаполисом. «В нашем городе находится около 700 кинотеатров. И мы будем продолжать увеличивать количество кинотеатров, прежде всего, в «спальных» районах. Также немаловажно не только где показывать кино, но и что показывать. Очень важно посредством кинематографа воспитывать нашего завтрашнего зрителя, показывать лучшие образцы детского кино. Поэтому лучшие фильмы из программы фестиваля «Лучезарный Ангел» будут показаны в московских кинотеатрах – сети «Московское кино» уже в январе следующего года».

Как сказал нашему порталу член жюри, народный артист РФ Лев Прыгунов: «Этот фестиваль отразил удивительный прекрасный отбор фильмов не просто религиозных или православных, а глубоко духовных жизненных фильмов».

Специальные призы — статуэтки «Лучезарный Ангел» (высокохудожественное произведение, выполненное по специальному заказу в Венеции (Италия) из муранского стекла) получили создатели лучших фильмов фестиваля, среди них: фильм «Бессмертный» (режиссер Хади Мохагех, Иран, 2015), фильм «28:94 по местному времени» (режиссер Давид Сафарян, Армения, 2015), фильм «Иван» (режиссер Алена Давыдова, Россия, 2016), фильм для детей «Небесный верблюд» (режиссер Юрий Фетинг, Россия, 2015), фильм «Братство» (режиссер Анастасия Галкина, Россия, 2015), фильм «Светлячок» (режиссер Наталья Назарова, Россия, 2016), «Когда я вырасту» (режиссер Анастасия Голуб, Россия, 2014), документальный фильм «Брат мой Каин» (режиссер Ирина Васильева, Россия, 2015), анимационный фильм «Божий Дар» (режиссер Наталья Федченко, Россия, 2016) и др.

Победителем фестиваля, получившая Гран-при в номинации «Игровое полнометражное кино», стала картина Сергея Мокрицкого «Я — учитель» (Россия, 2016). Режиссер «Битвы за Севастополь» продолжает тему Великой Отечественной. Маленькое село в немецкой оккупации. И учитель, который сотрудничает с фашистами, потому что с одной стороны боится бороться, а с другой — верит в свою миссию — обучать детей. «Эта картина о подвиге маленького человека, как мы не имеем права не заниматься этим трудным делом», — объясняет Сергей Мокрицкий.

А повествующий историю о силе мечты — фильм «Ближе, чем кажется» режиссера Натальи Беляускене (Россия, 2015) в номинации «Игровое короткометражное кино» стал лучшим в среди короткометражек. Это история о шестилетнем Коле, который самостоятельно отправляется в столицу, чтобы найти отца, которого никогда не видел. В номинации «Приз зрительских симпатий» победителем признан фильм «Золотая рыбка», режиссера Александра Галибина (Россия, 2015). Фильм о семье из Ленинграда, эвакуированной в Киргизию во время войны, и о мечте, которая родилась у двух братьев, когда мама впервые прочла им сказку Пушкина. 1946 год. Киргизия. Время нищее и голодное. Семья, эвакуированная из Ленинграда — женщина с двумя сыновьями шести и десяти лет — борется за жизнь. Они продают на рынке самодельные коврики и подбирают на развалинах брошенных домов все, что может пригодиться в хозяйстве. Однажды братья находят на свалке книжку с чудесными картинками. Это сказка Александра Пушкина «Золотая рыбка». Мать читает им ее перед сном — и в жизни мальчишек появляются мечта и смысл: стать обладателями заветной золотой рыбки и загадать три желания, одно из которых, конечно, возвращение отца, живого и здорового. «Это о вере в чудо, потому что даже тогда в эти времена непростые жизнь подкрепляет и двигает вперед именно вера в чудо», — поясняет соавтор сценария х/ф «Золотая рыбка» Людмила Гладунко.

Александр Галибин, народный артист РФ, так рассказывает о своем фильме «Золотая рыбка»:
— В фильме есть очень глубокие вещи. Название это родилось у автора сценария Эльзяты Манджиевой в 2006г. «Золотая рыбка» как символ исполнения желаний. Но как губительно все, что связано с эгоизмом, с теми вещами, которые человека тащат совершенно в другую область. Несмотря на то, что представленная история 1946 года, у нас доброе, позитивное кино.

Мы все вышли из детства. Все, что мы делаем в детстве, поступки, которые мы совершаем, откладывают огромные отпечатки на всю нашу дальнейшую жизнь. А герои фильма — два пацана — совершают героические поступки с главной целью, чтобы папа вернулся домой. Они верят в то, что золотая рыбка, которые они купят на базаре, принесет им это счастье – возвращение отца. Для меня семья — это необходимый и самый важный аспект человеческого существования. В фильме идет речь о любви к семье, о любви к матери, отцу, Родине, о настоящей братской любви со слезами, драками. При этом с еще не сформулированным умением – не предать, умения жить и двигаться вперед, потому что есть благородная идея. Это очень важно. Думаю, что национальная идея лежит глубоко и воспитывается в детстве. Мне бы хотелось, чтобы эта идея косвенно прочиталась через фильм.

— Как бы Вам хотелось, чтобы фильм повлиял на зрителя?
— Это вообще семейная картина. Для просмотра всей семьи. Найдет свое в картине и девятилетний ребенок, и взрослый, и восьмидесятилетний. Тема кино вне возраста.

— В героях фильма нужно как-то позиционировать духовную составляющую его внутреннего мира?
— Это не так сложно. Это вопрос воспитания и той среды, в которой ты находишься и, как близкие люди это обрабатывают для тебя. Это одно из самых важных элементов как пример.

— Некоторые режиссеры говорят, что «если в картине не покажешь зла, насилия, то не будет и правды».
Для меня такой задачи не стояло. Скорее всего, что если несправедливость взять как зло, то в картине это есть. Несправедливость, обман, зло, которые совершают взрослые по отношению к детям — двум пацанам, которые умеют это правильно оценить, понять, пропустить через себя и пойти дальше. Наверно, это так. Это, как некий конфликт со средой, с такими вещами, которые дают тебе возможность правильно понять самого себя. Может быть не осознанно на этот момент, но в дальнейшем. Как идея веры! Ведь сама вера спасла тебя! Это самое главное.

— Зачастую российские фильмы погружают в проблемы героев, но не показывают выход из нее….
— Моя позиция основана на любви во время работы и во всей жизни. Я стараюсь уходить от конфликтов, чтобы работа была без конфликтная и с желанием довести ее до конца. Чтобы была гармония внутри картины. Мне это очень важно и я борюсь только за это.

— Как Вы позиционируете выражение «духовные ценности в кино»?
— Должен быть очень большой позитив. Не смотря на массу трудностей, стараюсь делать так свою работу, потому что я это люблю. Это самое главное, делать то, что тебе хочется делать и идти той дорогой, которой тебе хочется идти. Слово порядочность для меня важнее, чем все остальное. Мне важно, чтобы из любой ситуации в жизни выходил честным, порядочным человеком. Чтобы мне не было стыдно перед сыном, которому чуть больше двух лет, дочерью 12 лет, внучкой 17 лет и перед старшей дочерью 37 лет. Для меня самое главное — достоинство. Эта тема есть и в моей картине «Золотая рыбка».

— Пожелание зрителям?
— Надо идти и смотреть, о вкусах не спорят. Зритель сам выбирает себе на фестивале, что ему важно, согласует с собой свою позицию, что ему нравиться, что – нет. Это уникальная возможность фестивалей.

Зоя Бардина
Фото Евгения Сипко