Художественный руководитель театра «Прогресс сцена Армена Джигарханяна» Сергей Газаров поставил здесь свой первый спектакль.

 Пьесу по мотивам фельетонного романа Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», завершённого в 1882 году, написал полвека назад Сергей Михалков (1972 год). В его инсценировке она и получила название «Балалайкин и К» и впервые явилась зрителю в постановке Георгия Товстоногова на сцене «Современника» в 1973 году. Разгар застоя ХХ века прекрасно рифмовался с периодом реакции века ХIХ, описанного Щедриным.

С одной стороны, это очередная «лохматая» постановка про трансформацию человеческой души, возвышенной и прекрасной – в душу мелкую, обывательскую. Инструменты такой трансформации представлены почти балетом из шести мужских персонажей, которые вмешиваются в диалоги героев, в танце грозя им, нашептывая и подталкивая к действиям. От действий малопристойных до недостойных, и так легко узнаваемых зрителем. И символизируют они либо внутренние страхи героев, либо непреодолимые внешние обстоятельства. Не вдаваясь в сценографию спектакля, отмеченную многими СМИ как остроумная и простая (художник Владимир Арефьев), хочется согласиться, что это действительно синтетический спектакль, с калейдоскопической быстротой меняющий мизансцены, где актеры не допускают ни одного лишнего движения, ни, какой-либо осечки, помарки.

Но с другой стороны, эта история представлена языком сатиры Салтыкова-Щедрина, которым был поставлен гомерически смешной и одновременно беспощадный диагноз обществу и человеку как таковому, раболепно склоняющемуся перед своими страхами и страстями.

Поэтому и сама постановка спектакля получилась на редкость яркой, заразительно-смешной, в жанре трагикомедии, которая по замыслу всех авторов (фельетонного романа, пьесы и постановки) должна в итоге очищать трансформированные души живительным юмором. Это то зерно очищения, а в идеале – профилактики, которое должно прорастать во всех направлениях современного искусства. То есть существовать на всех его языках, понимаемых каждым ныне здравствующим поколением, и поколениями последующими. Ведь сейчас многим неведомо даже имя Салтыков-Щедрина, а Сергей Михалков знаком только как автор слов гимна государства Российского в третьей его редакции.

Означает ли это, что воз пока что и ныне там? Да. И это вопрос: сколько времени ещё понадобится нашему обществу в целом, и каждой личности, чтобы навсегда усвоить уроки, так красочно и наглядно переданы постановкой?

Кто будет «догонять» – будет в тренде, кто не «впишется» – будет просто уходящим.

Андрей Князев

Александр Макаров