Ему как-то особенно везет, или у него какое-то свое, особое чутье на сценаристов и режиссеров, несмотря на то, что он всегда берет в работу молодых и почти всегда неизвестных или малоизвестных. Но, тем не менее, многие продюсированные им фильмы получают в конечном итоге призы и награды. В его послужном списке более двух десятков фильмов, продюсером которых он был, среди них: «Волшебник Изумрудного города», «Тайный знак», «О чём молчат мужчины», «Конец света», «Рябиновый вальс», «Господа Головлевы», «Тайна Егора», «Частное пионерское» и многие другие. Вышедший недавно фильм «Частное пионерское» режиссера А. Карпиловского, побывал на многих российских и международных фестивалях и успел получить уже не один десяток самых престижных призов и наград.
Мы встретились с продюсером Владимиром Георгиевичем Есиновым на Всероссийском фестивале визуальных искусств в «Орленке», где его фильм получил главный приз фестиваля Гран-при – Хрустального пингвина. Разговор с ним состоялся уже несколько позже, когда к этой награде прибавился еще с десяток призов и номинаций других фестивалей. Владимир Георгиевич поделился своими мыслями о фильме, о современном детском кинематографе, его проблемах, о творческих планах на будущее.
— Владимир Георгиевич, фильм «Частное пионерское» имел большой успех. Впрочем, он всё ещё продолжает свое победное шествие по новым кинофестивалям. Расскажите, пожалуйста, как, с чего всё начиналось?
— Всё началось с идеи и горячего желания снять кино о подростках, живших в Советском Союзе, показать ту эпоху, жизнь ребят, которая была не хуже, чем сейчас, а в чем-то даже лучше. Дети, они всегда дети, в любой стране любой политической системы – они послушные и непослушные, добрые и злые, умные и не очень, отличники и двоечники, и т.д. И всё же, то, ушедшее время, та атмосфера жизни, которая была в СССР, во многом отличалась от нашей сегодняшней – методами воспитания, приоритетами, взаимоотношениями между людьми… Как бы то ни было, дети там все были сытыми, не было бездомных, не было такого материального расслоения среди людей, какое наблюдается сегодня. Да и приоритеты их нынче кардинально поменялись…
— Ностальгируете по тем временам?
— В чём-то, да. Это не значит, что мне всё безоговорочно хотелось бы вернуть в сегодняшнюю жизнь. Но, много хорошего было тогда, что сегодня, к большому сожалению, уже утрачено. Вот об этом мне и хотелось рассказать в нашем фильме. И еще напомнить старшему поколению об их детстве-отрочестве, а детям рассказать о том, как жили их родители, когда они были в таком же возрасте.
Картина действительно вызывает ностальгические чувства и буквально погружает в то время, она вся пропитана той эпохой семидесятых, каждой деталью: в интерьерах того времени, одежде героев, музыке, песнях тех лет.
Это заслуженный успех всей нашей съемочной группы: сценаристов, оператора, режиссера, наших замечательных артистов и, конечно же, всех вспомогательных работников, принимавших участие в создании этого фильма. Все внесли свой посильный вклад в это кино.
— Ваш фильм получил многочисленные призы многих фестивалей. К сожалению, на сегодняшний день детских фильмов такого уровня совсем немного. Почему так сложилось, как вы думаете? Каким вы видите сегодняшнее положение детского кинематографа?
— К сожалению, положение нашего современного российского кинематографа мне видится сегодня не в радужном свете. Наш кинематограф, который по существу обладает широкими возможностями, выпускает множество низкопробных фильмов; низкий уровень игры современных актеров, который вызывает грусть, низкая эстетика кинематографа, пропаганда насилия в кино, заполонившие наше телевидение бесконечные сериалы-однодневки, с его примитивными сюжетами…. Список можно продолжать. Увы, это реалии сегодняшнего дня. И еще одна причина. Разрушена полностью госструктура кинематографа. У нас всё заполонило американское кино. Как, например, можно американское кино о Гарри Потере, который стоит несколько сот миллионов долларов привозить в нашу страну без всякого налогообложения? Во Франции, например, с каждого билета американского кино снимается какой-то процент и идет на отечественное кино. А у нас? Почему мы так не делаем? И еще, хочу сказать, мы полезли не туда, куда надо. Мы никогда не снимем блокбастеры такого уровня, как в Америке, поэтому и не надо браться за это, зря тратить деньги, а снимать нужно свое, российское кино.
Что же касается детского кинематографа, то его практически нет, за исключением редких «звездочек», появляющихся на наших экранах.
— А в чем вы видите причины его упадка? В чем же проблема развития детского кино и почему оно не пользуется былой популярностью?
— Давайте немного погрузимся в историю. Как было раньше? Какое значение наше правительство придавало детскому кинематографу? В городах устраивались киносеансы для детей, где показывали экранизации классической литературы, народных сказок и мультфильмы. Была организована сеть воскресных абонементов для детей на показ детских фильмов в кинотеатрах. Детство 50-80-х годов не представлялось в нашей стране без детского кино. Отечественная киноиндустрия регулярно выпускала десятки детских фильмов, среди которых встречались настоящие шедевры, на которых воспитывались наши бабушки, дедушки, мамы и папы, будучи детьми. Страна заботилась о будущем наших детей, кем они вырастут, какими? Что же случилось потом? Отечественная индустрия детского кино, когда-то крупнейшая в мире, после двадцатилетней стремительной стагнации, сегодня фактически перестала существовать как самостоятельная отрасль искусства. Нет ни разветвленной и отлаженной системы детских киностудий, ни профессионального кластера детско-юношеского кинопроизводства (студия им. Горького). Таким образом, начиная с 90-х, ситуация у нас резко изменилась. Детские фильмы перестали выпускать, детского кино практически не стало, их не стали показывать в кинотеатрах. Всё встало на финансовые рельсы. Детское кино стало нерентабельным, оно не приносило прибыль. И сегодня мало кто готов и хочет снимать детское кино. И если государство иногда и принимает участие в финансировании детского фильма, то уж продвижением его в прокат совсем не занимается. А ведь кино, и особенно детское, это не только и не просто развлечение, кино – это важнейший источник идей, формирующий нравственность ребенка, дающий детской душе представление о добре и зле, чести и бесчестии, порядочности и подлости, воспитывающий в подрастающем поколении уважение и ответственность за свое дело. Справедливости ради нужно отметить, что с мультипликацией, дела обстоят несколько лучше. Благодаря огромным усилиям и огромному энтузиазму многих мультипликаторов, выпускаются интересные, значительные и даже коммерчески рентабельные проекты. Но это, скорее, не правило, а исключение из него.
— Какой же вы видите выход из создавшейся ситуации?
— Я думаю, здесь нужна консолидация всех сил, мы должны объединить усилия общества по созданию инфраструктуры индустрии детского кино, создании профессиональных детских киношкол, студий, нужна четко проработанная долгосрочная программа, в которой должны принять участие и педагоги, и психологи, и профессионалы кино. Но, самое главное, необходима государственная поддержка, без нее все усилия будут напрасны. Нынешнюю политику нашего государства в сфере культуры я считаю вредоносной. Расходная статья бюджета на культуру, если мы хотим вырастить достойное будущее нашей страны, должна быть в разы больше, так, как это делается во многих европейских странах. Нужно коренным образом менять культурную политику в России, делать ее стопроцентно государственной.
— Какими, на ваш взгляд должны быть детские фильмы?
— Такими, как наш фильм «Частное пионерское» (улыбается). Ну, а если серьезно, то детские фильмы должны ненавязчивым киноязыком учить детей добру, состраданию, честности, открытости, порядочности, патриотизму, любви к своему Отечеству, к своей земле, к своим родителям и т.п. Детские фильмы должны быть добрыми и занимательными, носить воспитывающий характер, но без назидательности.
— Вы часто ездите на Всероссийский фестиваль визуальных искусств в «Орленке». И каждый раз ваши фильмы получают там самые престижные призы «Рябиновый вальс», «Частное пионерское»… Чем отличается этот фестиваль от других?
— На Всероссийский фестиваль визуальных искусств в ВДЦ «Орленок», я возлагаю большие надежды, т.к. он не только популяризирует идеи возрождения детского кино, но и реально пропагандирует лучшие детские фильмы, он формирует вкусы детей, воспитывает их на лучших традициях детских фильмов. Особенность же этого замечательного фестиваля заключается в том, что дети сами принимают участие в жюри, сами выносят вердикт понравившимся фильмам. Их оценки бывают удивительно точны, а потому, особенно ценны. Дети искренни, неподкупны в своих оценках и очень чутко реагируют на всякую фальшь. Их нельзя «убедить» вынести положительный вердикт тому или иному фильму, если он им не понравился. Их выбор дает нам также понять, что нравится детям, что их больше всего интересует, волнует, «задевает». И еще хочется отметить удивительный дух этого фестиваля. В нем всё проникнуто духом детства. Здесь буквально заряжаешься его энергией, оптимизмом, молодым задором. Как хорошо однажды сказал о фестивале его президент Дмитрий Харатьян, что, приезжая сюда, дети здесь становятся взрослыми, а взрослые становятся детьми.
— Вы говорили, что собираетесь делать продолжение фильма «Частное пионерское», о чем оно будет?
— Да, это будет фильм, который мы пока условно назвали «Частное комсомольское». В нем мы хотим показать жизнь наших ребят два года спустя. Как они вступают в комсомол, какие приключения с ними случаются в жизни, какие проблемы у них возникают, и многое другое. У нас есть уже классный сценарий, на мой взгляд. Я подал заявку на финансирование в Министерство культуры и в Фонд кино. Однако они отфутболили ее, сказали, что эта тема сейчас не актуальна и не представляет интереса. На экспертном совете, в котором принимало участие 45 человек, многие хвалили фильм, благодарили за него, столько прозвучало дифирамбов в его адрес, а потом выяснилось, что, оказывается, это «неактуально», и в результате нам отказали, денег не дали. А между тем, этот фильм «Частное пионерское» купили для показов Италия, Бельгия, Канада, Армения, Китай для панорамы российского кино, Германия, и еще несколько стран. Значит, для них это и актуально, и интересно. А для нашей страны это «неактуально».
— Да, обидно, особенно после такого триумфа. И ведь удивительно, ведь в фильме участвуют в основном дебютанты: и сценаристы, и режиссер, и оператор, и молодые актеры-школьники. И столько разных наград на российских и международных кинофестивалях: «Лучезарный Ангел», «Золотой Витязь», «Листопад», «Детский КиноМай», «В кругу семьи», «Дух огня», «Литература и кино», «От всей души», фестиваль в ВДЦ «Орленок», «Киношок», «Московская премьера», фестивали в Злине (Чехия), Болгарии, Германии… Даже президент республики Беларусь А.Г.Лукашенко собственноручно вручил вам приз «За гуманизм и духовность в кино», не так ли?
— Да, всё было именно так, и, тем не менее, отказали. Но я написал сейчас письмо министру культуры В.Р.Мединскому, вот жду, что он ответит. Но, каким бы ни был ответ, я всё равно, во что бы то ни стало, сниму этот фильм. Я даже готов ради этого продать свою квартиру, чтобы снять продолжение фильма. И еще у меня есть одна идея, если, конечно, получится – снять народное кино, на деньги народа. В свое время так сделал известный актер и режиссер Евгений Матвеев. Он пригласил народ поучаствовать в производстве фильма «Любить по-русски», «Любить по-русски-2» и снял продолжение своего фильма на народные деньги. Вот и я хочу попробовать это сделать. Люди, принявшие участие будут как бы сопродюсерами этого фильма. Кто, сколько сможет, даст, кто один рубль, кто десять внесет, что называется, с миру по нитке… Просто объявим сбор по всему свету. Что делать, если государство не хочет помогать. На днях наш фильм был показан в Доме кино, где имел большой успех. Перед началом фильма я объявил зрителям об этой своей идее, и, что теперь всё в их руках. После показа фильма мы раздали анкеты, где попросили ответить на вопросы, понравился ли им фильм, и, если да, готовы ли они принять участие в идее коллективного создания продолжения фильма. Ответы были потрясающие. Ни одного отрицательного ответа, буквально все были «за». Даже если эта идея не осуществится, эти отзывы дорогого стоят. Они вдохновляют и еще больше укрепляют нашу уверенность в победе.
— Да, это впечатляет. Ну, а как насчет широкого проката вашего фильма? Сможет ли его увидеть основная масса населения? Ведь для реализации вашей идеи фильм должно посмотреть как можно больше зрителей.
— Да, к счастью, нам удалось добиться широкого проката. С удовольствием хочу сообщить, что фильм наш выйдет в широкий прокат по всей России с 19-го сентября, чему мы очень рады. Так что, приглашаю всех кинозрителей на премьеру фильм.
Беседовала Фаина Зименкова