Со зрителем по-честному Департамент культуры города Москвы в рамках программы Большого московского фестиваля детского и юношеского творчества проводил в «Театре «Школа драматического искусства»» двухдневный финал Городского фестиваля «Театр, где играют дети».

Детские театральные коллективы округов Москвы прислали более 40 видео-спектаклей большой и камерной формы – драматические, хореографические, кукольные инсценировки.

Экспертный совет, состоявший из известных деятелей искусств и педагогов, отобрал восемь коллективов, которые и вышли в финал. Это театр «Кенга и Ко» (Пеппи Длинныйчулок» — режиссер Ольга Мороз); театр-студия «Тень» гимназии № 1619 имени М. Цветаевой («Ежик и его друзья» – режиссер Галина Садовская); театрально-хореографическая школа московской гимназии-пансиона «Мастер-класс «Кабуки. Японская притча» — режиссер С. Глазков); музыкально-театральная студия «Ворона» («За чем пойдешь, то и найдешь» — режиссер Сергей Лазуткин); кукольный театр-студия «Забава» (Рождественская история» — режиссеры Сергей Фомичев и Нина Белоцерковская); театр-студия «Дверь» при поддержке АНО «Творческие мастерские Катерины Мироновой» («Веселей к победе, веселей…» — режиссер Екатерина Густякова); театральная студия «Домой» («Варшавская мелодия» — режиссер Юлия Лозован); театр ГБУ СОШ № 123 (спектакль «Ее друзья» — режиссер Ирина Мануйлова).

Со зрителем по-честному Кроме того, фестиваль предусматривал проведение мастер-классов и семинаров. Как рассказала куратор этой программы Варвара Пушкарская, заместитель художественного руководителя по творческим вопросам Театра на Малой Бронной, известный хореограф Егор Дружинин преподал детям урок пластики; худрук театра «Аквамарин» Нина Чусова посвятила свой мастер-класс взаимодействию педагогов-режиссеров и детей актеров на одной сценической площадке; актриса и педагог Вера Бабичева рассказала детям о профессии актера; педагог по сценической речи Марина Перелешина сделала акцент на фонетической культуре в мастерстве актера; стилист-визажист Наталья Ковалева провела мастер-класс по использованию грима в детских спектаклях; переводчик англоязычной прозы Ольга Варшавер учила, как подбирать пьесы для детей; сценограф Елизавета Дзуцева и актриса театра «Школа драматического искусства» Анастасия Смирницкая провели мастер-класс «Художественное пространство своими руками).

Так, одетые в морскую форму, молодые преподавательницы, за полтора часа сумели создать дружный коллектив детей до семи лет, показали, как из подручных материалов — бумаги, картонная, разноцветного скотча, тряпочек, кальки, целлофана, кровельного покрытия (ультрасила) — создавать декорации и реквизит. Для своего будущего спектакля «Черная мидия» дети с мамами смастерили обитателей морского дна: рыбок, русалок, медуз, осминогов и т. д. За эскиз корабля, правда, никто не взялся – не позволил малый рост. Вращение гофрированный шланг дало шум ветра, а вибрация железяки – гром небесный. Кульминацией мастер-класса стала общая демонстрация достижений: мамы делали «волны» из голубых полиэтиленовых полосок, а дети со своими свежеиспеченными персонажами с удовольствием купались во всех смыслах в морской театральной стихии.

На вопрос: «Что вам дает проведение мастер-классов с детьми?» Елизавета Дзуева ответила: «Счастье от ощущения благодарной энергетики, которая исходит от детей. «Подготовка к спектаклю превращается в праздник. Заряд заинтересованности и желание фантазировать порождают радость сотворчества» — продолжила Анастасия Смирницкая.

Действительно, дети теперь могут сами сделать реквизит для домашнего спектакля.

А для кого-то это, возможно, станет будущей профессией.

Огромное впечатление оставил спектакль «Кабуки». Идея и постановка японской притчи принадлежит Сергею Глазкову. Его спектакль получил гран-при на фестивале «Данко-2013» в Одессе, на фестивале «Театр в танце» Лорет де Мар – Испания, на фестивале «Золотой павлин» в Москве; заняла первое место на фестивале «Вдохновение. Весна» в Санкт-Петербурге»; стал победителем в номинациях «Лучший пластический спектакль», «Лучшее музыкальное оформление» на фестивале «Точка, точка, запятая» (Москва). На сцене Театра «Школа драматического искусства» играл самый младший состав. Но сколько взрослого труда чувствовалось в их работе!

— Мы окунулись в эстетику японского театра Кабуки, используя такие характерные приемы, как язык поз, купольная пластика, лаконизм ритуальных движений, — рассказывает режиссер. — Юный император, ослепленный собственным величием, жестокий и надменный, превращен в уродливое чудовище. Отверженный всеми он будет проклят до тех пор, пока кто-нибудь не полюбит его. В наших спектаклях всегда присутствует синтез движения и слова. Но в «Кабуки» мы передали содержание пластикой (хореограф Кирилл Масунов) под храмовую японскую музыку.

— Такое впечатление, что веер является одним из действующих лиц. Трепещущий в руках исполнителей, он символизирует и лотос, и цветущую сакуру, и саму любовь, беззащитную и безоружную, как бабочка. А сложенный, он и самурайский меч, и весло, и музыкальный инструмент дудук… Любовь и добро побеждают!

— Наш репертуарный лист обширен: «Звездный мальчик», «Маленький принц», «Снежная королева», «Маугли»… «Озерный мальчик» (по пьесе болгарского писателя Павла Вежинова) рифмуется с темой Сэлинджера в «Над пропастью во ржи» о поиске молодым человеком своего предназначения. Дети сами подсказывают, что им хотелось бы сыграть. Так, после посещения Пискаревского кладбища, когда мы ездили на фестиваль в Санкт-Петербурге, юные актеры глубоко прониклись темой блокадного Ленинграда. Так родился спектакль «Таня Савичева». Зрительный зал смотрел его в гробовой тишине Когда со зрителем разговариваешь по-честному, он тоже реагирует искренне.

Наша задача — не превращение ребенка в актера, а процесс воспитания его внутреннего пространства, творческого потенциала, чувства временной фактуры. Ребенок учится отвечать за себя и за другого. Он часть большого общего механизма, который требует самодисциплины…

Фестиваль «Театр, где играют дети», который становится традиционным, позволяет широкому зрителю ближе познакомиться с театральными звездами завтрашнего дня, а детям не растерять желание играть…

Елена МАРТЫНЮК

На фото: Мастер класс Егора Дружинина «Синтетический актер»