На 39-м Московском международном кинофестивале состоялся просмотр фильма Валерия Тодоровского «Большой». Он уже был в прокате и демонстрировался в Доме кино. Но тема балета, который у нас «впереди планеты всей», неиссякаемо любима зрителями.
Юная и необычайно талантливая танцовщица из маленького шахтерского городка Юля Ольшанская (дебют примы Варшавского театра оперы и балета) вытягивает «счастливый билет»: ее замечает бывший артист балета Потоцкий (Александр Домогаров) и прочит будущее великой балерины, достойной главной сцены страны. Вот и Московская академия хореографии, где опеку над своенравной ученицей берет такая же непокорная преподавательница (Алиса Фрейндлих), видящая в ней себя молодую. В принципе фильм можно было бы назвать «Прыжок» — в прямом и переносном смыслах. Волевая девчонка, «прыгнувшая из провинции в столицу следуя легенде, что преподавательница, будучи ученицей, перепрыгивала с крыши на крышу, все же совершает этот неимоверный прыжок — напряженная аллюзия с фильмом «Плюмбум, или Опасная игра». На спор, но не с учениками, а самой собой.
Безобразный спор произошел между Ольхой (от фамилии Ольшанская) и красавицей однокурсницей Кариной Курниковой (Анна Исаева – актриса, выпускница упомянутой академии, только в жизни). Выпив вина, они крутят фуэте, кто больше, а соученики ставят на них как на лошадей на скачках. И это в стенах балетного училища! Где 9 лет изучают изящные гуманитарные науки – литературу, французский язык, музыку, мировую художественную культуру… Нельзя это показывать как типичное явление. Коридоры училища узкие, комнаты в общежитии низкопотолочные, хмурые, сняты сверху, так что и дети в своих койках кажутся муравьями. Действительно, они трудятся на балетной ниве, как неутомимые муравьи. Изнурительный труд – предупреждение родителям. Высока цена выхода на сцену Большого.
В фильме затронуты темы обнищания российской провинции (персонаж актрисы Яны Сексте: «Никогда не возвращайся сюда!»), пьянства («Если тебя не взяли в Голливуд – это не повод глушить тоску в водке»), соперничества, искренности игры, а не только технического мастерства… Светлым пятном встреча Ольхи с мировым балетным премьером Николя Ле Ришем, который играет сам себя. Танцевать ради глаз одной маленькой девочки может стать смыслом бытия.
Шустрой, непосредственной, не лишенной актерских способностей показала себя юная гимнастка Екатерина Самуйлина, сыгравшая Юлию в детстве.
Понравились остроумные сценарные афоризмы (сценарист Анастасия Пальчикова), например: «Ты был таким Альбертом в «Жизели», что и в могилу не жалко!»
Красивы сцены выхода Авроры в «Спящей красавице»!
Приятно было видеть Валентину Теличкину в прекрасной актерской форме. По словам, Валерия Тодоровского, Алиса Фрейндлих сразу согласилась играть этот материал. Но если режиссер утверждает, что теперь хорошо разбирается в балете, то зачем мы в финале фильма около минуты видим тыл коротконогой балерины и согнутые коленки в пресловутом прыжке. Видали мы антраша и получше. Жаль, доказать, что балерина выдающаяся, не удалось.
По оценкам зрителей, они от фильмов Валерия Тодоровского привыкли ждать большего. «Большой» таковым не оказался. А оказался он в большом плие.
Елена МАРТЫНЮК