Один модный, безумно талантливый и медиа-раскрученный оперный дирижер недавно сказал: «Нет скуки смертельней, чем во втором акте пятиактной оперы! Но если не вытерпеть до конца, то никогда не узнаешь, что такое катарсис!»
Фильм «Турецкое седло» режиссера Юсупа Разыкова сбивал с толку и настраивал на что угодно, кроме того хрустально-прозрачного по замыслу и архитектурно безупречного по воплощению кинопроизведения, которое получилось.
Просто удивительно, как среди сериального ужаса, диких мелодрам, детективов, шоу, каких-то псевдо-экшенов и бредовых попыток артхауса сценарист, режиссер и конечно, продюсер сохранили ясный, четкий взгляд на мир и окрестности. Наружу и внутрь.
И оказывается, чтобы сказать главное о важном не нужны ни безумные бюджеты, ни погони-трюки-каскадеры, ни компьютерные примочки,- а лишь трезвое моральное мировоззрение, умение рассказать историю, отличный оператор, художник, актерский ансамбль… Ну и талант, конечно!
Найти болевую точку, обозначить ее и жать, жать на нее — как в китайском массаже, не чтобы боль прошла, а чтобы вылечить.
Ну вот куда их девать, этих гомункулов, что с ними делать? И сколько их таких, бойцов невидимого фронта, выученных держать и не пущать, а то и просто убивать и калечить, охраняют вертушки и двери, держат за бачком туалета «стечкин» в тряпочке.
Причем правильно, что фокус наведен на резкость именно на мелкого, рядового бойца из провинции, а не на провластного мафиози — тем типичней, многочисленней.
А так ли уж благоуханны новые чертополохи, взросшие нынче без догляда?
Конечно, сразу всплывает в памяти фильм «Жизнь других», победитель множества фестивалей и обладатель Оскара. Маленький человек, поставленный туда, где не надо бы и стоять, буднично делал свою работу по гублению жизни других и вроде даже переживал душевный переворот, глядя на плоды своих трудов.
Герой в ювелирном исполнении В. Маслова тоже испытывает душевный подъем в виде некоторого умиления от божественных арий и вокализов.
Пересказывать сюжет дело неблагодарное, рвет тонкую материю фильма, спрямляет и раскрывает интригу, которая несомненно удалась. Отмечу только, что это тот самый случай, ради которого и стоит ходить в кино, любить его и высиживать «все пять актов оперы». И эмпатия, возникающая сразу, и гнев, и счастье встречи с самим собой — все это есть! Любовь, слезы, жизнь!
И катарсис в конце, слезы, вдруг брызнувшие как у клоуна в цирке. И желание посмотреть еще раз, уже с другим знанием, потому что настоящее кино не заканчивается, когда в зале зажигается свет, а только в этот момент и начинает в тебе жить и расти.
Короче, всем спасибо!
Согласна с художественным руководителем Российских программ 39 ММКФ Ириной Павловой: название неудачное, если не знать темы и сюжета.
Майя САФРОНОВА