Душа природы, или Лисичка. Точка. ЛюбовьСвой 50-й юбилейный сезон Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац отметил премьерой спектакля «Лисичка. Любовь» по опере чешского композитора Леоша Яначека «Похождения Лисички-плутовки».

Написанная в 1923 году, она явилась абсолютным новшеством для мира музыкального театра того времени: выступление детей на профессиональной сцене, балетные номера и, конечно же, сам факт использования комикса как основы для оперы.

Дирижер, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР и Национальной театральной премии «Золотая маска» Евгений Бражник и художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, лауреат государственных премий России и Национальной театральной премии «Золотая маска» Георгий Исаакян представили современному зрителю деликатную редакцию этой оперы. В ней так же, как 90 лет назад, заняты юные певцы — воспитанники детской оперной студии театра (имена всех участников мелким шрифтом, но в программке набраны!) и присутствуют хореографические и пластические композиции.

Это опера. Жанр непростой. «Но мы верим в вас!» — обратилась к детям перед началом спектакля заведующая музыкально-драматической и педагогической частью Роксана Сац. Она, как мудрый и добрый учитель, вовлекла юных зрителей в атмосферу этого произведения, приподняв завесу будущего действа.

Это очень помогло проникнуться философией постимпрессионизма, не только фиксирующей яркие мгновенные впечатления, но глубоко выявляющей основополагающие, сущностные состояния жизни. А спектакль «Лисичка. Любовь» — настоящая душа природы.
Это притча о цикличности жизни. «Король умер. Да здравствует король!» В данном случае – Королева. Королева – любовь! Недаром это слово вынесено в заглавие оперы «Лисичка. Любовь».

Поэзия любви и акварель музыки – вот «магниты» этого замечательного спектакля.
Несмотря на то что главная героиня погибает, — на авансцену (в прямом и переносном смысле) выходят ее дети. Солнце всходит несмотря ни на что (даже ночью и даже зимой к нему тянется гигантский сценический подсолнух), как после зимы непременно наступает весна и как за поражением закономерно следует удача!

Ее символ, как известно, Синяя птица. (К одноименному спектаклю МХАТа в начале прошлого века композитор Илья Сац, отец Натальи Ильиничны, написал музыку.) И не случайно 50 лет назад эта неуловимая «птица удачи» «свила гнездо» именно на крыше музыкального театра им. Н. И. Сац, который сегодня находится в возрасте расцвета. А рассветное солнце юго-запада столицы неизбежно ежедневно золотит крылышки скульптуры, венчающей здание театра.

Стая пернатых – графический знак театра. Разные по цвету и размеру, птицы словно образ завсегдатаев этого учреждения культуры – родителей, детей от и до. Стар и млад «прилетают» в этот гостеприимный «скворечник», где каждый найдет для себя «питательное зернышко». В буфете ли рядом с роскошным зимним садом, на сцене ли. Все мы живые существа, желающие «хлеба и зрелищ».

Вот и «Лисичка. Любовь» подчеркивает факт нашего совместного проживания на Земле и зачастую вторжения человека в жизнь братьев меньших по праву сильнейшего. Недаром у некоторых актеров по две роли: Пастор – Барсук, Учитель – Комар, Пасек – Дятел, Жена Егеря – Сова.
Вот несколько отзывов на спектакль в интернете, появившиеся сразу же после премьеры:
«Нам очень понравилось заглавная роль — Лисички, — написано в одном из отзывов на спектакль, — причем артисток было две; маленькая и взрослая. Обе актрисы яркие, рыжие, шустрые – настоящие лисички, с плутовскими манерами, хитренькие и сообразительные. И к тому же, помимо артистизма, они обладают замечательными голосами».

«Лисичка же нас просто очаровала (Ольга Бутенко) — озорная, пластичная, с хорошими вокальными данными. И ее детки-лисятки смотрелись рядом с ней рыжими солнышками. Кстати, в постановке достаточно много действующих лиц и все они любят, страдают, надеются».
«Актриса, играющая Лисичку, просто бесподобна! На ней держится весь спектакль. Красива, в интересном костюме, пластична, в рыжем парике, поет замечательно».

«Необычно! Смотреть было интересно, забавно, даже смешно: когда Комар (Сергей Петрищев) летал на тросе и на высоте пел и пританцовывал, когда Лис с Лисичкой достали из корзины игрушечного зайца и тарелки с вилками с целью покушать, когда была свадьба Лисички и Лиса — очень уморительная и другие моменты. Больше всех понравились Куры и Петух.

«Прекрасно, что в постановке участвуют самые юные актеры театра, это приносит особое очарование и трогательность. Правда, несколько раз дети, да и взрослые артисты, чуть не падали на наклонной платформе. Но надеюсь, это просто волнение премьеры».
«Не понравилось нам, что Л’иса играла женщина (Юлия Макарьянц), хотя играла и пела очень хорошо. Вот не любим мы, когда мужские роли играют не мужчины».

«Проводится параллель между миром людей и миром животных. Но мое личное впечатление — хотя Лисичку убили (очень жалко ее) — в мире животных лучше, проще, понятнее, добрее, и семья лисиц вышла победителями в этой борьбе за выживание! Они обзавелись потомством — кучей милых маленьких лисят. А вот люди (Пастор, Учитель и Егерь) всю оперу вспоминают какую-то девушку, вроде даже любят ее, но — увы! — безответно. В общем, ни жен у них нет, ни детей…»

«Меня лично покоробила жестокая фраза охотника после убийства Лисички: «обещал я принести сушеный лисий язык и муфточку из ее шкуры». И если в мире людей от нее остается только муфта и нос, то в мире животных — ее лисята».
«В конце наша Лисичка погибает. Но в режиссуре использовано кольцевое построение — последняя сцена повторяет первую, только уже с новой Лисичкой, потому что любовь не исчезает бесследно, она возникает снова и снова».

«Вступительное слово Р. Сац очень помогает восприятию данного произведения. Она говорит тихим спокойным голосом, обращает внимание на самые важные и нужные моменты. После её выступления стало понятно, почему роли животных и людей играют одни и те же актеры, почему сменяются времена года, почему важен разговор Пастора, Учителя и Егеря в трактире».

«Опера – сложная для восприятия и правильного понимания, в ней за простыми событиями в жизни Лисички кроется глубокая философия автора о смысле жизни, о любви, о продолжении рода всего живого на земле».
«Всем, кто любит музыкальные произведения и новаторство в театре, я рекомендую эту оперу».
«Хочу сразу сказать, что это не самая легкая для детского восприятия постановка. Возрастной ценз с 12 лет вполне оправдан. Нам с сыном опера понравилась».

«Спектакль интересный, но сложный. Пусть вас не вводит в заблуждение название «Лисичка» — вроде бы детское, милое что-то. Но идти с детьми раньше 10-12 лет не надо. На самом деле это не милая сказочка про зверюшек, а повествование про жизнь, про жизнь людей и зверей. Целый год прошел на сцене, много философского, много раздумий остается после просмотра».

Кстати, трехлетние «принцессы» в пышных длинных платьях в антракте сказали, что «им спектакль очень понравился, особенно когда «лисичка кушала зайчика». И десятилетним Алисе и Тимофею, уже искушенным театралам (смотрели здесь «Золушку», «Оливера Твиста», «Лебединое озеро») понравилась конкретика: охотник взял ружье и выстрелил (чем не Чехов?), лисичка бегает, бабочки летают, а «музыка всему соответствует». Вот это уже профессиональное мнение!

«Хотелось бы деревья видеть в одном стиле – из фанеры», — замечает Алиса. – «А мне понравилось, что они объемные и яркие – эффектно!» — парирует Тимофей. Действительно, в этой авангардной постановке декорации и ансамбль реально выполняют роль действующих лиц. Главный художник театра – заслуженный художник России Станислав Фесько.

Из отзыва: «Ребенок сам отметил лаконичность декораций и костюмов: расстелили ткань — и готовы пруд и трава, надели ушки/шапочки/клювы — и перед нами лесной народец. Потом точно так же на наших глазах появлялись дом и трактир, менялись времена года. Зрители тоже как бы становились участниками действия».

Да, сценография изобретательна! Небольшой по площади деревянный подиум предоставил массу возможностей. Как из детской книжки-раскладушки появлялись и дом, и деревья, и камыши… Интересно было наблюдать за этой трансформацией. Немного было боязно за актеров: вдруг не заметят образовавшуюся ямку. Да и определенно больно падать в нужных по ходу случаях не на «соломку».

И очень гармонирует с действием миманс. Без пантомимического ансамбля солистов оперы и хора театра спектакль много потерял бы — так ненавязчиво, но понятно артисты в лаконично-черном отражали и подчеркивали происходящее.

На спектакль пришла целая делегация московской школы № 152 во главе с педагогом-репетитором, руководителем музыкального театра «Лель», постановщиком спектаклей, членом Союза композиторов Еленой Николаевной Подосёновой. «Я очень хотела послушать музыку Яначека. Сложная, философская музыка, но рассказанная поэтическим языком любви, понятным всем. Дети всех возрастов впитают ее в себя, напитаются этой светлой, красивейшей мелодической аурой. В этом спектакле о любви все целомудренно, нет пошлости! Музыка и театр – это то, что нас окружает в повседневности.

Недаром Шекспир писал: «Театр – это жизнь, а люди в нем – актеры». Музыка (разная: эстрадная, классическая, народная, бардовская, дворово-гитарная и т. д.) звучит по радио, с экранов ТВ, из окон машин на улицах, в электричках. Это такой же язык, как лингвистический, его надо знать, учиться понимать так же, как мы учимся читать и писать на родном или иностранном языках. Постичь язык музыки и театра можно в кружках, музыкально-театральных объединениях. Детей необходимо знакомить с выдающимися образцами оперного искусства. Так, в театре нашей знаменитой школы № 152 – площадки школьных музыкальных театров «Содружество искусств» — мы ставим композиции по русским классическим операм».

Девятиклассник этой школы Максимилиан Шевалев, исполняющий партию Кончака из оперы «А. П. Бородина «Князь Игорь» отметил, прежде всего, актерскую игру певцов, занятых в премьере «Лисичка. Любовь», динамику построения образов. Как вокалист, он понимает, сколь трудно петь и одновременно подготавливать следующую мизансцену, летать и синхронно попадать в синкопы этой приятной на слух, но сложной музыки.

«Музыка (хорошая) делает душу ребенка тоньше, мягче, чувствительнее, — продолжает Елена Николаевна. — А пение испокон веков снимало напряжение, усталость, восстанавливало душевное, психическое равновесие». Воистину, спасибо великое таким педагогам общеобразовательных школ и руководству Театра им. Н. Сац!

Это один из немногих театров, который «начинается не с вешалки», а, например, с фокусов в фойе. Продавцы сувениров — в смокингах и цилиндрах – незаметно извлекают из последних ленточки, платочки, козырные карты. На втором этаже находится комната с певчими птичками. А можно попасть и на «шоу диназавров». Знакомство с храмом искусства продолжается в театральной гостиной – «музыкальной шкатулке Палех». Из отзывов: «Служительница театра поведала нам о каждом из настенных панно, посвященных операм по сказкам, а молодой человек иллюстрировал ее рассказ игрой на рояле».

«Мы с сыном провели чудесный вечер в этом замечательном театре!» Лучшего отзыва нельзя и желать!

Елена МАРТЫНЮК

Душа природы, или Лисичка. Точка. Любовь
Душа природы, или Лисичка. Точка. Любовь
Душа природы, или Лисичка. Точка. Любовь
Душа природы, или Лисичка. Точка. Любовь
Душа природы, или Лисичка. Точка. Любовь
Душа природы, или Лисичка. Точка. Любовь
Душа природы, или Лисичка. Точка. Любовь
Душа природы, или Лисичка. Точка. Любовь