Мудрость веков в отражении Коранического гуманизмаВ Центральной городской библиотеке им. Н.А. Некрасова состоялась презентация научной работы Тауфика Камеля Ибрагима «Коранический гуманизм».

Встречу организовали дискуссионный клуб «Московский ковчег» и коммуникационное агентство «Мирастау». Презентация объединила представителей национальных культурных автономий и межнациональных программ, профессоров экономики, истории, философии и деятелей искусства.

Тауфик Камель Ибрагим — это ученый мирового уровня, доктор философских наук, профессор Института востоковедения РАН, который также известен по монументальной работе, итога 15-летних изысканий и первого на русском языке полномасштабного жизнеописания пророка Мухаммада в издании книги «Жизнь пророка Мухаммада», получившей звание «Книга года» на Московской международной книжной выставке-ярмарке в 2011 году.

Спустя 5 лет, благодаря Издательскому дому «Медина» в свет вышла новая книга профессора Тауфика «Коранический гуманизм», ставшей первой частью трилогии, открывающая читателю путь к ответам на такие вопросы как: «Бог или Аллах», «Единое человечество, много религий», «Нет монополии на истину. Осуждение эксклюзивизма», «Свобода вероисповедания: нет принуждения в религии», «В Коране нет карательных мер».

По словам профессора Тауфика, до рождения идеи написать книгу предшествовала исследовательская работа, начавшаяся в 2006 году, во время посещения конференции в Нижнем Новгороде, куда был приглашен в дом одного из местных имамов (имам – духовное лицо, прим.автора). Во время дискуссии о Коране имам посоветовал профессору Тауфику изложить свое мнение в научных статьях. Сначала появился очерк, состоявший из шести статей, а позже возникла и сама книга о гуманизме, которым пронизан Священный Коран.

Книга «Коранический гуманизм» изложена на доступном языке и обращена к широкому кругу читателей, объединяя научное сообщество, представителей мусульманской уммы (умма – религиозная община, прим.автора), и к тех, кто в поисках четкого, авторитетного представление о Священном Коране, и в целом об исламе как о мировой религии.

Профессор Тауфик отметил, что при составлении своей книги, он использовал научные труды ортодоксальных исламских богословов: Бухари, Газали, Ибн-Ханбаля, Ибн-Хишама и многих других. При составлении книги были использованы труды Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими, который жил в период с 1703 по 1792 годы и, в современном обществе, считается основоположником ваххабизма. В книге критике подвергаются радикально-экстремистские интерпретации коранических установлений относительно джихада и войны. Вопреки установившимся воззрениям, профессор Тауфик в книге «Коранический гуманизм» показывает, что мусульманское писание не устанавливает какой-либо меры наказания за перемену вероисповедания и фактически отменяет смертную казнь.

На сегодня, отсутствие аналогов с противоположными мнениями или научные обоснования – статьи для дискуссий делают книгу «Коранический гуманизм» более актуальной и ценной в силу того, что абсолютно любой человек, способный к логическому мышлению и желанию осуществить свой исследовательский путь по трудам исламских богословов, придет к тем же выводам, которые изложил в своей книге профессор Тауфик.

Свое авторитетное мнение о книге «Коранический гуманизм» высказал Председатель совета улемов ДУММО, имам-мухтасиб ДУММО, кандидат исторических наук, профессор Арслан Фаризович Садриев, который поблагодарил организаторов Круглого стола за представленную возможность выступить, а автора книги профессора Тауфика за то, что на протяжении долгого времени он являлся учителем и идейным вдохновителем самого имама-мухтасиба.

Садриев А.Ф. отметил, что профессор Тауфик — это единственный представитель научного сообщества, который всегда высказывался об исламе в положительном ключе и акцентировал внимание на том, что разум – это ключевая способность человека, к которой в Священном Коране постоянно обращается и взывает Всевышний Аллах. В современном мире разными способами сформировано негативное восприятие ислама и мусульман. Но есть такие люди, как профессор Тауфик, которые категорически выступают против стереотипов и навязанного и несправедливого отношения к исламу. Люди разные, они отличаются по цвету кожи, росту, языку, религии и т.д., но эти различия не должны отталкивать людей от понимания общечеловеческих ценностей. Многие люди так же не понимают сущности поклонения Богу, считая, что если они его совершают, то им позволено больше, чем тем людям, которые далеки от этого. Подобный подход является заблуждением, поскольку в первую очередь нужно задать самому себе вопрос: а каким я стал? Что я извлек полезного для себя из поклонения Всевышнему?

После выступления Садриева А.Ф. участники Круглого стола перешли к дискуссии о представленной книге. Первым выступил г-н Владимир Кириллович Хомерики, доверенное лицо президента РФ В.В. Путина, доктор экономических наук, профессор, Посол Мира и президент Конгресса Национальных Объединений России, Фонда «Единение русского и грузинского народа».
Г-н Хомерики В.К. сказал, что самое сложное в этом мире сказать правду, когда мир пребывает во лжи. Книга великолепна, послушайте цитату: ««Единый Бог – единое человечество»: такова в действительности внутренне необходимая импликация коранического монизма. Но было бы ошибочно…. понимать означенное единство как единообразие, своего рода униформу…. Бог подлинно един, но все остальное является множественным». Многие «не честные на руку» люди используют религии в корыстных целях для личного обогащения, такие люди являются врагами «единого человечества». Мы не отличаемся друг от друга ничем, исходя из понимания единства людей, книга незаменима и прекрасна, но, к сожалению, мы живем в тяжелое время, когда многие люди, прикрываясь религией, воюют и проливают чужую кровь, преследуя единственную цель – личное финансовое обогащение и получение всяческих земных благ.

В заключении профессор Тауфик отметил, что даже в трудах великих мыслителей можно найти недостатки, поскольку они были ограничены своим временем и средой пребывания, поэтому есть необходимость для российской мусульманской уммы проводить огромную работу, которая должна выражаться в целенаправленном противостоянии тому «исламу», который пытаются нам навязать из-за границы. Уделять больше внимания трудам татарских и башкирских мусульманских мыслителей 18-19 веков. Это позволит разрушить у современного общества иллюзию, что Аллах – это их (мусульманский) Бог. На самом же деле имя Аллах – это имя Бога и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. На Ближнем Востоке, на Аравийском полуострове и в Северной Африке в период формирования всех религий единобожия Бога называли Аллах. И в таком неправильном понимании имени Бога виноваты и христиане, и мусульмане, поскольку богословы не говорят об этом. Подобное положение делит людей на «тех» и «этих», разводит «по разные стороны баррикад». Нельзя и ошибочно превращать Единобожие в «пантеоны разных богов», исходя лишь из разных имен одного Бога. Конечно, желательно использовать в русском языке достоверный перевод иностранных слов, за исключением тех, которые невозможно перевести за отсутствием таких понятий, например слово «карма».

Профессор Тауфик и все участники Дискуссионного клуба «Московский ковчег» единодушно высказались относительно формирования и воспитания в обществе искренне патриотичных граждан, и работа профессора Тауфика вопреки критики представителей ортодоксального духовенства открывает путь к человеколюбию, способности постигать через научную мысль простые истины – мудрость из глубины веков.

Ждем продолжения трилогии, в которой, по словам профессора Тауфика вторая часть будет включать в себя рассуждения о разуме, а в третьей части раскроется тема социально-политических аспектов Священного Корана.

Организаторы презентации благодарят руководство Центральной городской библиотеке им. Н.А. Некрасова, лично Раису Васильевну Самсонову, а также Марину Владимировну Пильщикову — Председателя Правления РОО «Центр Межнациональных Программ «Вместе» за поддержку в проведении встречи.

Альбина КОКАР, Екатерина ГАЙНТЕДИНОВА

Мудрость веков в отражении Коранического гуманизма
Мудрость веков в отражении Коранического гуманизма
Мудрость веков в отражении Коранического гуманизма
Мудрость веков в отражении Коранического гуманизма
Мудрость веков в отражении Коранического гуманизма
Мудрость веков в отражении Коранического гуманизма
Мудрость веков в отражении Коранического гуманизма
Мудрость веков в отражении Коранического гуманизма
Мудрость веков в отражении Коранического гуманизма