В воскресенье 27 мая на сцене ДК «Надежда» (г. Котельники Московской области) Образцовый шоу-театр «Ковер-Самолет» представил премьеру рок-оперы Игоря Михайлова «Неоконченная легенда».
В майский погожий день, когда вся земля нежится под солнцем, подставляя ему ладони листьев и чашечки цветов, зрители и участники коллектива шоу-театра «Ковер-самолет» шли в храм искусства, чтобы сотворить и увидеть Солнце и Землю в очередной рок-пьесе художественного руководителя и постановщика, драматурга и режиссера, композитора и поэта, актера, певца, музыканта — словом, человека-оркестра Игоря Валентиновича Михайлова. Обобщенное имя ему – Романтик с большой буквы.
Сюжет этой рок-оперы Михайлов затеял 40 лет назад, еще в армии, когда жанр как таковой у нас только зарождался («Бременские музыканты», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»…). Содержащий в себе огромные возможности, он был под силу только обладателю планетарного мышления. А если художнику еще и многое дано – вокал, пластика, актерское мастерство, дар импровизации и т. д., то ему и «гитара в руки». Так, музыкальное сопровождение рок-оперы «Неоконченная легенда» обеспечивали Игорь Михайлов (гитара) и Мария Зикеева (синтезатор). Постановку осуществляли Надежда и Игорь Михайловы. Руководитель по вокалу – Юлия Михайлова. Стихи Игоря Михайлова и Олега Полищука (армейский друг – светлая ему память!).
В данном произведении налицо не только талант Игоря Валентиновича, но и семейный подряд. Недаром супругов Надежду и Игоря в шутку называют Немировичи-Данченко. А дом культуры «Надежда», где Игорь занимался с малых лет, подарил ему и имя будущей жены. Не зря на различных конкурсах семья Михайловых выставляет творческую тяжелую артиллерию и побеждает.
И вот, наконец, премьера «Неоконченной легенды». В скобках жанр рок-оперы имеет уточнение – аллегория – прием, где художественный образ или повествование строятся на иносказании, скрытом смысле, более глубоком. Так, персонаж Солнце (Кирилл Ведькало), высокий, красивый, надежный, не просто влюбляется в Землю (Галина Турчанина) и опекает ее (в прямом и переносном смыслах). В природе звезда по имени Солнце греет землю, дает жизнь всему на свете. Не случайно сына Солнца и Земли зовут Ураном. Он может быть как безмятежной планетой во Вселенной, так и разрушительным элементом в составе атомной бомбы. Страшное предупреждение вспыхивает на экране (компьютерное сопровождение Надежды Михайловой) – изображение атомного взрыва в форме гигантского гриба. Тема сохранения Земли современна, всегда актуальна. Пьеса — живой организм, который будет меняться, совершенствоваться, а то и возвращаться к первоначальному варианту в зависимости от харизмы студийцев. Но идея ее одна – берегите Землю! Берегите всепобеждающую любовь!
Танец Птиц, исполняемый актерским ансамблем, навевает мысль песни Игоря Николаева:
Расскажите, птицы, времечко пришло,
Что планета наша — хрупкое стекло,
Чистые березы, реки и поля —
Сверху все это нежнее хрусталя.
Неужели мы услышим со всех сторон
Хрустальный звон, прощальный звон?
Антиподом Солнца является Призрак (Игорь Михайлов). В спектакле по форме представляющем античную драму, он играет роль греческого хора. Декламация, пение и игра персонажа пронизаны сомнением, скепсисом, а порой и откровенным цинизмом по отношению к таким чувствам, как любовь, верность, порядочность, благодарность. Цель персонажа – смутить человека, обнажить в нем червоточину, а потом потирать руки от подтверждения собственной значимости. В сущности, несчастное существо, которое не видело в жизни другой радости. Голос и пластика Игоря Михайлова настолько завораживают, что растворяешься в отрицательном обаянии героя, а подчас, околдованный мелодикой стиха, теряешь смысл сыгранного. Притом, что текст пьесы достаточно прост для восприятия, хотя и философски наполнен.
Персонаж Луна (Юлия Михайлова) – олицетворение сил зла – искушает Урана – сына Солнца и Земли (Антон Посеницкий), подчиняя его волю своей с целью убить Мать-Землю (Галина Турчанина). Здесь намёк на власть Снежной королевы над Каем. И в андерсеновской сказке, и в «Неоконченной легенде» юношей спасает любовь – девичья или материнская. Как трепетно, правдоподобно играет Галина Турчанина Землю! Понимаешь, что сказка, но дрожь пробирает, когда сын Уран замахивается на мать мечом.
Профессиональная актриса Юлия Михайлова, дочь Михайловых – первая скрипка рок-оперы. Обладательница сильного голоса и великолепной фонетической культуры своими драматическими монологами, вокалом и актерским мастерством, как никто, держит зал. Ее Луна, истовая в своем гнусном замысле, готова на любые унижения, чтобы взять реванш, добившись власти любой ценой. Одно слово – Актриса!
Эффектна сцена, когда Солнце расколдовывает Землю и летят ледяные лунные осколки. (Опять тема «Снежной королевы».)
Очень понравилась женственная Сольвейг (Мария Зикеева), которая как будто переселилась из пьесы Г. Ибсена «Пер Гюнт». Хрустальное сопрано ее героини не раз вызывало возгласы «Браво!».
Уран восхищает молодостью, красотой и… зрелой уверенностью. После спектакля Антона Посеницкого окружили друзья, которые радостно поздравляли своего талантливого приятеля.
Симпатичен поэт и музыкант Орфей (Андрей Борисов) – робкий, влюбленный в жизнь, ищущий свою Эвридику.
Впечатляет изобретатель Икар (Григорий Овечкин), романтичный, преданный идее взлететь к Солнцу. Думается, он и в жизни такой – целеустремленный и основательный, человек слова.
Незаурядна хореография, которую актерский ансамбль исполняет слаженно и с удовольствием. Говоря о костюмах, можно привести цитату из Википедии: «Культивируемая тяга к простоте привела к тому, что одежда в древнем государстве была, пожалуй, одним из немногих способов показать себя на фоне других людей и выделиться из толпы. Необходимо заметить, что древнегреческое платье только кажется естественным и простым. Однако же на самом деле мода Древней Греции заключалась во всевозможном скалывании, драпировке и разнообразной манере ношение одной и той же вещи. Это считалось настоящим искусством, которое с малого возраста воспитывалось в семье. Кроме того, подобное умение являлось частью хорошего тона и этикета».
Действительно, в нашем спектакле туники, тоги, а также доспехи и реквизит — все подчеркивает культуру свободного гражданина Древней Греции, все продумано, исторически верно и практически всегда выполнено своими руками. На ногах каждого героя надеты сандалии (домашние, магазинные, но у каждого). А как идут девушкам их длинные платья, демонстрирующие «разнообразную манеру ношения одной и той же вещи»! То голубой шлейф струится по плечам актрисы, то белый, то подчеркивается талия, то скрывается.
Каждый фрагмент, каждая мизансцена рок-оперы – это самостоятельный номер — со своей композицией, способный украсить любое шоу. Это также признак и стиль античной демократичности.
Восхищает сыгранность героев, хотя это и первый спектакль. Слаженность дуэта главных героев – Солнца и Земли (Кирилл Ведькало и Галина Турчанина) обусловлена тем, что играют артисты в паре не первый год. С успехом прошла рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», где у них роли Хоакина и Тересы (постановщики также Надежда и Игорь Михайловы). Символично, что у актеров Кирилла Ведькало и Турчаниной дети играют в этом спектакле (Кристина Ведькало и Варвара Турчанина). Вот уже три династии в коллективе (или больше?). Вареньке Турчаниной, играющей убитую птичку, пришлось на ступеньках минут десять лежать не шелохнувшись. «Я уже привыкла, и мне не больно», — ответила девочка.
Что более всего удивило – это жажда играть, приходить три раза в неделю на репетиции, заражать любовью к театру своих детей и заряжать их на позитив. Как удается десятилетиями сплачивать коллектив «Ковер-самолет» его руководителям – творческая тайна!
Это спектакль, где хочется рукоплескать Ее Величеству Массовке – Птицам, Жителям счастливой страны, Черной свите Луны. Мизансцены ансамбля усиливают антураж и в целом замысел спектакля.
Члены аттестационной комиссии дали высокую оценку рок-опере шоу-театра «Ковер-самолет» и высказали свои пожелания. Это председатель Светлана Викторовна Туманова – заместитель директора Московского Губернского колледжа искусств, заслуженный работник культуры МО, режиссер, преподаватель театральных дисциплин; это Валерий Анатольевич Жоров – постоянный член жюри Международного фестиваля «Русская классика», преподаватель Московского государственного театрального колледжа им. Леонида Филатова, доцент Академии переподготовки работников искусства и культуры; это Мария Александровна Бухтоярова – руководитель студии ораторского искусства и самопрезентации «Артист» ГБУК города Москвы «ДК «Заречье», ведущий режиссёр, педагог сценической речи и актёрского мастерства.
…Вот так, вместе с Птицами, вместе с «Ковром-самолетом», мы пролетели «через полночь и солнце в зените». Когда закончился спектакль, уже темнело. На небе вырисовывался абрис луны. Может, это персонаж рок-оперы взирала с высоты, повелевая звездам собираться в многоточия? Ведь опера называется «Неоконченная легенда»…
Игорь Михайлов взялся за штурвал своего «Ковра-Самолета» и приземлился, чтобы провести со мной разбор полетов:
«Дело было так. Я принёс моему армейскому другу сюиту о земле солнце и Луне. Минут на 15-20. Вот тогда-то он мне и предложил написать полноценную рок-оперу и дополнить её персонажами, что, собственно, в конечном счете и приобрело настоящую форму. До этого я писал только песенные произведения и благодарен моему другу (который, к сожалению, ушёл из жизни 20 лет назад,) что тогда, в далеком 1998 году, он сподвиг меня к написанию такой крупной музыкальной формы, как рок-опера. И сегодняшнею премьеру посвящаю ему. Моя мечта поставить эту рок-оперу, дописать музыку до конца стала и мечтой моей второй половины, музы и одновременно руководителя шоу-театра «Ковер-Самолёт» Надежды Михайловой. Однажды в 1997 году мы уже ставили «Неоконченную легенду» с вожатыми подмосковного оздоровительного лагеря «Орленок». Тогда это была проба пера. Многое ещё не было дописано. Не было ни арии Орфея, ни арии Земли, ни Урана, ни массы диалогов. Но была некая схема, по которой и была построена первая постановка. И вот через много лет мы вернулись к «Легенде», поставили рок-оперу в нашем родном клубе «Надежда». Как получилось — судить вам. Но надеюсь, что спектакль будет жить. Хотелось бы, конечно, что все то, о чем мы предупреждаем в нашем спектакле, никогда не случилось с нашим миром и спектакль остался бы только «Неоконченной легендой» в фантазии автора.
Елена МАРТЫНЮК
Фото автора