Странники терпеньяНа российские экраны выходит фильм «Странники терпенья», снятый известным режиссером Владимиром Алениковым по своему же одноименному роману.

Действие фильма разворачивается в загородном доме талантливого и успешного фотографа Андрея Берга, который готовится к престижной выставке в Венеции. Он находит для съемок очаровательную модель – глухонемую актрису Марину, приехавшую из Перми на мастер-класс пантомимы. Однако фотосъемки в его доме затягиваются на несколько дней, и юная муза неожиданно превращается в пленницу.

Это напряжённый психологический триллер с непредсказуемыми поворотами, с первой до последней минуты приковывающий зрителя к экрану. В то же время – это не просто игра на зрительских нервах, а глубокая драматическая история, раскрывающая тайны творчества, поднимающая серьёзные нравственные проблемы. И всё острее возникает вопрос – совместимы ли гений и злодейство? …

За многие годы сняты сотни и сотни фильмов о любви, но такой истории любви, пожалуй, в нашем кинематографе еще не было. И это не случайно. «Странники терпенья» – редкая удачная попытка соединить почти невозможное: создать фильм, интересный для крупных международных фестивалей и в то же время сделать его по настоящему зрительским. Фильм в отличие от обычного кинопроизводства снимался последовательно, как написано в сценарии, сцена за сценой, что дало возможность актёрам не только полностью перевоплотиться в своих героев, но и глубоко пережить вместе с ними все неожиданные перипетии этой волнующей истории.

Мировая премьера картины состоялась на Всемирном Монреальском кинофестивале, где восходящая звезда польского кино Майя Сопа, сыгравшая главную женскую роль, получила приз «За лучшее исполнение женской роли». Ещё один такой же приз она получила на Международном Российско-Британском кинофестивале в Сочи, где фильм был также удостоен приза «За лучшую режиссёрскую работу». На фестивале «Амурская осень» картина завоевала Приз «Российской газеты».

Главную мужскую роль блистательно сыграл единственный в России лауреат Каннского кинофестиваля за лучшее исполнение мужской роли Константин Лавроненко.

Успех картины не вызывает сомнения, и это неудивительно. Ведь автор сценария, режиссёр и один из продюсеров фильма Владимир Алеников – мастер жанрового кино, многократный призёр международных и российских кинофестивалей, снимавший и знаменитые детские картины («Приключения/Каникулы Петрова и Васечкина»), и драматические мюзиклы («Биндюжник и Король»), и комедии («Жил-был настройщик», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история»), и триллеры («Феофания, рисующая смерть», «Пистолет с 6 до 7.30 вечера»). Алеников – лауреат Международной кинопремии «Капля», вручаемой за вклад в жанр хоррора и остросюжетного кино. Он успешно работал не только в России, но и в Голливуде.

Фильм снимал один из лучших российских кинооператоров, лауреат Венецианского фестиваля (премия Донателло за лучшую операторскую работу) и многих других кинопремий Алишер Хамидходжаев. Музыку к картине написал не нуждающийся в эпитетах композитор Александр Журбин. Художник фильма – талантливая Ирина Очина, получившая немало наград за работу в фильме Кончаловского «Рай». В фильме использованы фотографии известных российских фотографов – Сергея Табунова и Елены Мартынюк.

Премьера фильма состоится 23 января 2019 года в кинотеатре «Октябрь», где актеры представят картину.

Я попросила режиссера картины Владимира Аленикова рассказать нашим читателям об истории создания этого фильма.

— Как, с чего всё начиналось?

— О, это был длинный путь, по которому мне пришлось пройти. В девяностых годах я продюсировал сериал «Любовь Великих» для РЕН ТВ. Там рассказывались истории из жизни великих людей. И я к своему удивлению обнаружил, что многие гении, которыми мы восхищаемся, нередко переступали через привычные моральные нормы. И тогда я впервые задумался над тем, как далеко может зайти художник, одержимый своим творчеством. На что он имеет и не имеет право. Бывает ли, что цель оправдывает средства? И чем больше я над этим думал, тем больше мне хотелось, как следует разобраться в этом вопросе. Так я написал роман «Странники терпенья». Но поскольку я всё-таки в первую очередь киношник, то любая моя книга это, конечно же, потенциальное кино. И я, разумеется, написал сценарий на основе книги. Он более сжат по сравнению с романом, какие-то нюансы потеряны, что неизбежно при экранизации, но в то же время он и более кинематографичен, ярок, динамичен. Первый вариант сценария был написан в 2003-ем году. Я тогда работал в Голливуде, моя американская картина «Пистолет (с 6 до 7.30 вечера)» в том году представляла США в главном конкурсе Всемирного Монреальского кинофестиваля, получала призы на разных других кинофорумах. На одном из фестивалей ко мне подошёл известный французский продюсер, наговорил кучу комплиментов по поводу моего фильма и сказал, что хотел бы со мной работать. Так впервые зашла речь о «Странниках» как о кинопроекте. К сожалению, я потерял с Ивом (так звали продюсера) почти десять лет. Каждый год по его просьбе я продлевал ему права, всякий раз он объяснял, что, вот-вот проект будет запущен, и я верил, потому что всегда хочется верить, что мечта исполнится. К тому же он был весьма убедителен, вёл переговоры с крупными голливудскими звёздами, на некоторых из них я даже присутствовал. Беда в том, что он так и не нашёл финансирования, он надеялся, что найдёт его под имя звезды, но получить звезду без денег практически невозможно, так что это был замкнутый круг, по которому можно было ходить бесконечно. В конце концов моё терпение лопнуло, и мы расстались.

— И что было дальше?

К этому времени я уже давно вернулся в Россию, работал над другими проектами, по-прежнему мечтая о «Странниках». Я постоянно переписывал сценарий, улучшая драматургию и диалоги. Всего за эти годы было написано девятнадцать версий сценария. Три года подряд подавался этот проект на конкурс Минкульта, и только на третий раз мы с Вадимом Горяиновым, наконец, выиграли. Мечта, можно сказать, сбылась – собралась замечательная группа, и превосходные актёры дали согласие на сьёмку. И мы, наконец, сняли этот фильм.

— А откуда у вас такое необычное название фильма? Я думаю, зрителю это будет интересно узнать.

— Это взято из поэмы Жуковского «Певец во стане русских воинов», там есть такие строки:

«Бессмертье, тихий, светлый брег;
Наш путь – к нему стремленье.
Покойся, кто свой кончил бег!
Вы, странники, терпенье!»

Мой герой – Андрей Берг перефразировал последнюю строчку. У него получилось «Вы – странники терпенья!» Что совершенно изменило смысл.

— Ваша мечта осуществилась. Вы сняли фильм. Вы довольны полученным результатом?

В целом, да. Я полагаю, что он станет моей лучшей картиной. Думаю, история, которую мы рассказали, никого не оставит равнодушным, во всяком случае, я на это очень надеюсь. Это не проходная работа. Я шёл к ней полтора десятка лет…

— Ну что ж, пожелаем картине прекрасной премьеры и удачной прокатной судьбы! Фестивальная – у неё уже сложилась.

— Спасибо!

Фаина Зименкова

Странники терпенья
Странники терпенья
Странники терпенья
Странники терпенья