Музыка, рожденная любовью

16.11.2020 178
Музыка, рожденная любовью

Именно так, по крайней мере, случилось в этот раз. Она читала ему свою поэму о *Сатинай, основанную на адыгской мифологии, он смотрел на нее влюблёнными глазами и внимательно слушал, нет – впитывал всем сердцем её голос, его тончайшие нюансы, мелодию и ритм стихотворных строк, – и в голове его в этот момент рождалась музыка.

По воспоминаниям самого режиссера Мохия Кандура и его жены и музы Любы Балаговой всё происходило именно так. Эта музыка Любви затем органично вошла в его фильм, над которым в то время он активно работал. Фильм назывался «Черкес».

…В уютном зале роскошного сочинского отеля «Рэдиссон», где проходили, кинопоказы основной программы Российско-Британского кинофестиваля, по известным причинам, зрителей было немного (пандемия и здесь сделала своё дело). Впрочем, немного, но каких! Собрались истинные ценители прекрасного. В этот вечер в рамках программы кинофестиваля «В фокусе – регион», зрители собрались на ретроспективный показ фильма режиссера Мохия Кандура «Черкес», и все находились в предвкушении приятного просмотра. К сожалению, в этот вечер с нами не было режиссера, из-за пандемии он не смог приехать в этот раз на кинофестиваль. Но современные технологии нынче делают чудеса. Они помогли нам увидеть приветливо улыбающегося режиссёра на большом экране, который весело поприветствовал зрителей и пожелал всем приятного просмотра, с надеждой, что фильм, снятый им, нам понравится.

Программный директор кинофестиваля, киновед Нина Кочеляева представила собравшимся фильм. Затем выступила президент фестиваля и сопродюсер фильма Любовь Балагова-Кандур, которая и напомнила зрителям эту романтическую предысторию создания замечательной музыки. А затем, как бы в подтверждении всему, квартет солистов сочинского симфонического оркестра исполнил для присутствующих музыку из кинофильма, добавив ещё больше романтического флёра в энергетику зала. Наконец, наполненные этими впечатлениями и чувствами, мы погрузились в просмотр фильма…

Исторический фильм Мохия Кандура «Черкес» был снят в 2010 году. Действие фильма происходит во второй половине девятнадцатого века на пока ещё несуществующей земле Иордан, которая была тогда частью Сирии. Фильм рассказывает о столкновении двух противоборствующих народов, двух культур – черкесских эмигрантов, появившихся на территории османских земель, и арабов-бедуинов. У каждого из которых веками устоялись свои понятия о мире, о взаимоотношениях между людьми, о чести, и пр., и столкновение этих разностей двух противоборствующих сил ведет к неизбежному конфликту.

Что может предотвратить его? Об этом этот фильм. В фильме показана страстная, всепоглощающая любовь молодого черкеса и девушки бедуинки. Герои фильма принадлежат к разным культурам и национальностям, но они полюбили друг друга, невзирая ни на что. У них нет ничего общего, даже общего языка, на котором они могли бы выразить свою любовь. Но для любви слова – не главное. Их объединяет горячее, испепеляющее чувство друг к другу, которое готово преодолеть все преграды. Однако, между ними огромная пропасть и их любовь неизбежно приведет к трагическому исходу…Но, возможно, именно она, наконец, поможет объединить враждующих представителей двух народов, двух культур? Так, к счастью, и случилось в фильме, и мы, зрители облегченно выдохнули задержанный вдох…

Как сказал после показа фильма известный киновед, профессор ВГИК, арт-директор кинофестиваля Кирилл Разлогов: «Фильм «Черкес» дает основания для философских размышлений о том, как организовано человеческое общество, ощущение пейзажа, окружающее его, и то, как люди живут в нем, и, как влияет то, где они живут, на то, как они живут. Назревающий опасный конфликт разрешился в фильме, благодаря доброй воле и мудрости старейшин, а также беззаветной любви, которая, увы, не всегда бывает в жизни. Конечно, это всё несколько идеализировано, – заметил, однако, киновед, – но иногда это надо показывать, и верить в это, что любовью можно разрешить конфликт без кровопролития и жертв путем переговоров и мудрых решений. Этот фильм сделан режиссером с любовью и рассказывает о торжестве любви».

Я думаю, что все, кто посмотрел в этот вечер фильм, единодушно согласятся с Кириллом Разлоговым.

*Сатинай – героиня Адыгского Нартского эпоса. Мать Сосруко. Поэма Любови Балаговой преломляет историю адыгов через мифологию народов.

Фаина Зименкова



Другие статьи