Завершил работу 2-й Международный фестиваль кино стран Содружества «Московская премьера». Он проходил в Москве с 12 по 17-е ноября нынешнего года при поддержке государственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. И особенно также, и это хочется подчеркнуть, благодаря огромному желанию, неуемной энергии, силы воли и мужеству его художественного руководителя, члена Российской академии кинематографических искусств, лауреата Премии Москвы, Вячеслава Шмырова и его ближайших помощников.

Этот год многое изменил в фестивальной жизни страны, да и мира тоже. Многие наши отечественные фестивали (и некоторые зарубежные тоже) были либо отменены, либо проведены в режиме онлайн, и это понятно. И именно сегодня необходимо было мужество и решимость, чтобы в такое трудное, непредсказуемое и опасное время тотальной пандемии рискнуть провести кинофестиваль такого масштаба. И фестиваль состоялся.

Свою историю фестиваль ведет с 2003 и по 2014 год, проведя двенадцать кинофестивалей. Первым его президентом был народный артист СССР Алексей Баталов. После случившегося по объективным обстоятельствам перерыва, в 2019 году фестиваль возобновил свою работу, но уже в новом качестве, и обрел статус Международного.

– «Основной задачей нашего возрожденного фестиваля, – сказал журналистам на брифинге Вячеслав Шмыров, – является поддержка единого культурного и кинематографического пространства стран, некогда входивших в состав СССР. Особое внимание в современном кинопроизводстве сегодня уделяется копродукции по созданию совместных фильмов. Потому что, объединив наши общие усилия, мы сможем выйти на другой, более высокий уровень. И это дает хорошие результаты, в чем вы сможете убедиться, посмотрев представленные на фестивале фильмы». Программные директора программ полнометражных и короткометражных фильмов – Евгений Майзель и Александра Жукова, сообщили на брифинге журналистам о конкурсных программах полнометражного и короткометражного кино, об особенностях и ограничениях нынешнего фестиваля, связанных с пандемией, представили два жюри – полнометражного (председатель Алексей Федорченко) и короткометражного конкурсов (председатель Айбек Даырбеков).

В этом году в конкурсных программах полнометражных и короткометражных фильмов, как и в прошлом году, приняли участие картины из России, Армении, Азербайджана, Беларуси, Украины, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Молдовы и Литвы. К сожалению, из-за серьезной эпидемиологической ситуации в мире и закрытых границ с республиками, многие участники не смогли приехать лично и представить свои картины. Однако, несмотря на это, программы фестиваля были очень насыщенными и весьма разнообразными, как по тематике, так и манере подачи материалов. Мировые премьеры большинства присланных фильмов успели состояться на крупнейших кинофестивалях Европы и Азии – в Берлине, Венеции, Бусане, Шанхае (полнометражные фильмы), а также в Венеции, Клермон-Ферране, Тампере, Торонто (короткометражные фильмы). Особенно это касается гала-премьер, среди которых фаворит последнего кинофестиваля в Сан-Себастьяне (и участник несостоявшейся Каннской программы) – грузино-французский фильм «Начало» молодого режиссера Деи Кулумбегашвили. «Начало» – это ее первый полнометражный фильм; белорусский фильм «Купала» режиссера Владимира Янковского, российский фильм Марии Игнатенко «Город уснул», а также премьера международного киноальманаха «Пограничное состояние», созданного участниками Международной киношколы «Содружество» (г. Батуми) из Казахстана, Латвии, России и Украины. Каждая новелла этого альманаха была снята в течение одного дня. На фестивале также были представлены две мировые премьеры двух камерных фильмов из Армении («Шапито», реж. М. Багдасарян) и России («Прощание», реж. Г. Игнатов), последний, вызвавший неоднозначную оценку зрителей. Большая часть фильмов фестиваля – первый показ в России.

Фильмом открытия была московская премьера нового фильма Павла Лунгина «Эсав», снятая совместно с Великобританией и Израилем. В основу сюжета фильма «Эсав» лег одноименный роман израильского писателя Миера Шалева, который является современным пересказом библейской истории о двух братьях Исаве и Иакове.

В рамках фестиваля впервые прошла панорама якутского кино. Делегация якутских кинематографистов порадовала зрителей показом замечательных ярких премьер последних лет. Не секрет, что якутское кино в последние годы пользуется особым вниманием у зрителей, и стало заметным культурным брендом России и Республики Саха (Якутия). Оно завоевало это право своей самобытностью и глубоким проникновением в жизнь и национальные особенности людей этого региона, их чаяний, проблем, образа жизни, зачастую используя в фильмах богатый национальный эпос, мифы, притчи, легенды. В числе картин были показаны такие фестивальные хиты, как «Бог Дьёсёгёй», «Надо мною солнце не садится», «Царь-птица», «Первая любовь», «Белый день».

Фильмом закрытия фестиваля была картина Дмитрия Мамулии «Преступный человек» (Грузия, Россия). Фильм был участником МКФ в Венеции в программе «Горизонты». Он получил также приз за режиссуру МКФ в Босфоре (Турция), 2019г., приз за сценарий МКФ «Листопад» в Минске, 2019г. и Главный приз МКФ «Дух огня» в Ханты-Мансийске, 2020г.

Всего за период фестиваля было показано около 50 фильмов разных форматов, представляющих киноискусство бывших республик постсоветского пространства. Все фильмы проходили в уютных, хорошо оснащенных кинозалах «Каро» («Атриум» и «Октябрь»), а также в Центре документального кино («ЦДК»).

К сожалению, из-за пандемии был ограничен пропуск зрителей. И показ фильмов на платформе онлайн мог бы восполнить этот пробел, что с успехом делалось на многих фестивалях, проходивших осенью этого года. К сожалению, здесь этого не случилось, что лишило его многих сотен новых зрителей – любителей кино. И тем обиднее, что многие фильмы из бывших наших республик зрители вообще вряд ли когда-нибудь смогут увидеть в будущем, что очень жаль. А фильмы действительно были достойны их просмотра.

Помимо просмотров фильмов в рамках фестиваля в один из дней в библиотеке-читальне им. Тургенева состоялись обсуждения конкурсных фильмов и круглый стол киноведов из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России по проблемам написания единой истории кино ХХ века. Среди российских участников были также представители региональных вузов и СМИ, что, по замыслу организаторов будет способствовать продвижению лучших фильмов стран Содружества на территории Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что все мероприятия, как просмотры в кинозалах, брифинги, проведение круглых столов и обсуждений фильмов проводились с учетом сложной эпидемиологической обстановки и требованиями Роскомнадзора с использованием всех средств защиты граждан – масок, перчаток, дезинфицирующих средств для рук и осуществлением «шахматной рассадки» зрителей.

В последний день фестиваля были подведены и оглашены итоги фестиваля – решающего и волнующего события фестиваля.

Оргкомитетом фестиваля были отмечены, как «Событие кинематографического года» два фильма – белорусская картины «Купала» (реж. Владимир Янковский) и «Дети землетрясения (реж. Мурад Алиев), Туркменистан-Россия. Фильм «Купала» – это биографическая драма, рассказывающая об основных вехах жизненного и творческого пути народного поэта Беларуси Янки Купалы, совпавшего с наиболее трагическими событиями ХХ века. Загадочная и нераскрытая до сегодняшних дней смерть Купалы в московской гостинице рождает цепь его внутренних диалогов с матерью, в которых герой стремится осмыслить свой путь и увидеть в нем историю становления белорусского народа.

Фильм режиссера Мурада Алиева рассказывает о трагическом и страшном по своим последствиям событии – ашхабадском землетрясении, которое унесло жизни двух третей жителей города. Эти события показаны через призму воспоминаний о детстве главного героя фильма Сердара, которое он провел в послевоенном Ашхабаде. Трагической оказалась и судьба самого фильма, которая была снята четверть века назад и единственный раз была показана первому президенту Туркменистана Сапармураду Ниязову, который по неизвестным причинам запретил его показ, и приказал уничтожить пленки фильма. И вот, чудом спасшийся фильм неизвестными путями, и пролежавший четверть века на полке, впервые предстал перед публикой. Событие само по себе уже уникальное. Хочется верить, что теперь фильм продолжит свое шествие на пути к многочисленному зрителю.

Общественное жюри фестиваля Федерации киноклубов России также наградило призами ряд фильмов. За умение, искренность и оптимизм было отмечено Специальным упоминанием жюри фильм «Были-Жили» (Украина), режиссер София Никишина; Приз «Колючий взгляд» и диплом конкурса короткометражных фильмов за смелую интерпретацию идей Кафки и Хармса в образах современного мира «Мышеловка» (Беларусь), режиссер Дарья Юркевич; Приз «Колючий взгляд» и диплом лучшему фильму Конкурса полнометражных фильмов – За искусную передачу поэтичности мгновения и долгое послевкусие «Анишоара» (Молдова-Германия), режиссер Ана-Феличия Скутелнику.

Международное жюри киноведов и кинокритиков наградило два фильма – «Желтая кошка» (Казахстан), режиссер Адильхан Ержанов. Фильм был участником МКФ в Венеции, 2020, а также получил Специальный приз на МКФ «Шелковый пусть» в Китае, 2020; и фильм «Седьмой побег по контуру Земного шара» (Россия), режиссер Виталий Суслин, фильм также получил приз жюри и приз Гильдии киноведов и кинокритиков России на ФРК «Окно в Европу» в Выборге в 2019г. и др.

Призы официальных жюри конкурса короткометражных фильмов:

Специальное упоминание жюри фильма «В нашей синагоге» (Украина-Франция), режиссер Иван Орленко; Специальный приз жюри За «Амаркорд» – «Домбыра» (Казахстан), режиссер Рамазан Халиолла; Специальный приз жюри – За художественное отражение действительности фильму «Карусель» (Кыргызстан), режиссер Адилет Каржоев и Гран-при фильму «Парамнезия» (Россия-Казахстан), режиссер Мила Фахурдинова.

Призы конкурса полнометражных фильмов:

Специальное упоминание жюри Артур Аманалиев в фильме «Шамбала» (Кыргызстан), реж. Артык Суюндуков и Приз за лучшую мужскую роль Насретдину Дубашеву в этом же фильме; Приз за лучшую женскую роль Ане Морарь в фильме «Анишоара» (Молдова-Германия), реж. А-Ф. Скутелнику; Специальный приз жюри за лучшую режиссерскую работу – Виталию Суслину в фильме «Седьмой побег по контуру Земного шара» (Россия); и Гран-при фильму «Две тысячи песен Фариды» (Узбекистан), режиссер Елкин Туйчиев. Фильм также был участником конкурсной программы МКФ в Пусане (Южная Корея), 2020г.Программный директор фестиваля, киновед Евгений Майзель прокомментировал решение жюри и отметил, что награда досталась фильму, потому что картина очень красивая и интересная, она выделяется на фоне остальной копродукции. Сам автор фильма широко известен у себя в стране не только как хороший кинорежиссер, снявший много замечательных картин, но и как театральный режиссер, известный своими резонансными постановками на театральной сцене. Представленный на фестивале фильм рассказывает историю Камиля, который «живёт на краю мирских забот, общества, ценностей, разделяющих богатых и бедных». На примере одной семьи картина рассказывает о политических событиях начала прошлого века. По сюжету фильма Камиль, живущий с тремя женами вдали от людей, женится четвертый раз. У мужчины есть единственная надежда – иметь своё продолжение, ребёнка. Конфликты, связанные с приходом новой женщины в семью, и политическая ситуация в этом регионе приводит к разрушению семейного очага. Сюжет разворачивается на фоне гражданской войны в Центральной Азии и тревоги населения за своё будущее из-за надвигающейся власти большевиков…

Фаина Зименкова

Фото пресс-службы фестиваля