«Художник, мастер, творец, человек созидательный, глубоко одухотворенный, своеобразно чувствующий и познающий окружающую красоту, он неугомонен в своих поисках совершенства формы и композиции. Часто мучительно труден путь, ведущий к рождению истинного произведения, ну, вдруг, в быстротечном потоке он сможет создать то самое лучшее, к чему стремился всю свою жизнь. К таким художникам по праву можно отнести и Тамиллу Абдуллаеву. О ней не так много пишут и говорят, как она того заслуживает, но ее талант, подпитываемый богатым духовным миром, отражается во всём, что она создает», — так красиво и вдохновенно была отмечена азербайджанский художник по гобелену и ковру, мастер декоративно-прикладного искусства Тамилла Абдуллаева в статье доктора философии по искусствоведению, ведущего научного сотрудника Института Архитектуры и Искусства НАНА Аиды Садыговой, опубликованной в научно-популярном журнале «YOL». В интервью редакции Atalar.Ru Тамилла Абдуллаева рассказала о своем творческом пути, успехах и поисках, а также поделилась секретами творческой мастерской — гобеленщика.
— Тамилла ханум, когда Вы впервые почувствовали интерес к необычному и одному из древнейших видов прикладного искусства — гобелену? Где и как Вы получали знания и навыки, чтобы впоследствии стать профессиональным художником-гобеленщиком?
— В детстве очень любила рисовать, но тогда, конечно же, понятия не имела ни о гобеленах, ни, тем более, о декоративно-прикладном искусстве и что когда-нибудь стану специалистом в этой области. После окончания школы в 1972 году не прошла по конкурсу в Институт иностранных языков, как-то неожиданно для себя подала документы в Тбилисское художественное училище имени М. Тоидзе и поступила. Наступил новый этап в моей жизни — началось погружение в детальное изучение законов рисунка, акварели, живописи, пришло понимание, какая между ними взаимосвязь. Всё это очень нравилось мне, и в процессе познания и освоения научных и профессионально-технических навыков познакомилась с гобеленом и этапами его создания. Окунулась в совсем новую для себя стихию творчества, что и определило мое желание заниматься этим профессионально. Стала делать небольшие композиции для гобелена, знакомиться глубоко с техникой его создания, особым миром художественного творчества, имеющего многовековую историю, и, по-настоящему, влюбилась в эту специальность, которая в этот период начала только возрождаться и набирать популярность.
Хочу отметить, что гобелен как декоративно-прикладное искусство является относительно молодым видом искусства в Азербайджане. Интерес к нему стал проявляться лишь в 60-х годах прошлого столетия. Именно тогда гобелен оказался в авангарде азербайджанского декоративного искусства. На художественной арене появились профессиональные художники — гобеленщики, получившие знания и навыки в этой области в других республиках. В их творчестве отражались все новшества, которые претерпевало искусство гобеленов в мировом масштабе, но в то же время их работы были проникнуты национальным духом.
Атмосфера поиска царила и среди текстильщиков – шёл поиск новых форм, фактур, материалов, пространственных решений. Мировая художественная практика последних десятилетий свидетельствует о необычайном размахе поисков и экспериментов в одном из ведущих жанров современного декоративного творчества – гобелене. Небывалое расширение пластических, фактурных и колористических возможностей способствовало формированию качественно нового художественного феномена, каковым стал современный гобелен.
— Кто были Вашими учителями и наставниками и какое влияние они оказали на Вашу профессиональную деятельность?
— В 1975 году я окончила Тбилисское Художественное училище имени Тоидзе. Получая свои первые профессиональные знания в процессе учебы в стенах этого заведения, одновременно усваивала навыки работы с гобеленом. Будучи студенткой, создавала работу в материале по эскизам известных грузинских художников, а также приобретала у них большую практику. Уже тогда начала ощущаться большая потребность в гобеленах.
Монументальные работы — гобелены становились обязательной частью интерьера больших объектов – кафе-ресторанов, актовых залов самых разных учреждений и организаций. Исполняя такие гобелены в материале, я получала большой опыт и усваивала технические и художественные особенности, а также секреты работы.
Первым моим учителем по рисунку живописи и композиции наш руководитель группы – известный художник Тамази Гобизашвили. Знакомству с гобеленом в материале я обязана своему первому педагогу Гиви Кандарели – основателю грузинской школы гобелена и одному из ведущих художников гобелена в Советском Союзе. Он был специально приглашен в училище, чтобы обучать искусству работе с материалом, и мы стали первыми, кто учился у него мастерству гобелена.
Во время учёбы в училище мне посчастливилось наряду с Гобизашвили и Кандарели также общаться и работать и с другими известными грузинскими художниками, такими, как А. Тоидзе и Н. Медзмареашвили. Благодаря им я совершенствовала свое мастерство владения техникой, изучила глубину значения цвета, познавала во всех деталях тонкости построения композиции и даже успела применить полученные знания какое-то время в качестве художника в Тбилисском художественном объединении творческих работ декоративно-прикладного искусства «Солани», где создавала сувенирные гобелены малых размеров.
Мне посчастливилось, Гиви Кандарели доверил мне и моей сокурснице поработать в материале на одной из его композиционных работ «Времена года». Он – один из тех художников, который никогда никому не доверял свою работу. И тут вдруг нам было оказано такое доверие, которое мы, конечно же, постарались оправдать, строго следуя всем его указаниям и тем знаниям, которые мы получали от нашего мастера – гобеленщика.
Поэтому могу смело утверждать, что моим учителем и наставником по гобелену является именно Гиви Кандарели, и он оказал огромное влияние на мою дальнейшую деятельность. Самое главное, он сумел привить огромную любовь у своих учеников к прекрасному виду декоративно-прикладного искусства — гобелену. Он научил нас видеть красоту природы и передавать её в пряже и материале, а также тому, как нам самим затем учить этой профессии своих будущих учеников. В своей работе я всегда стараюсь придерживаться его методов обучения.
Вернувшись, домой в Азербайджан, в 1978 году я начала работать в Азербайджанском Государственном музее декоративно-прикладного искусства и ковра художником — оформителем, а также решила продолжить обучение и в 1979 году поступила в Государственный институт искусств имени М.А.Алиева. Пять лет обучалась ковровому делу, получив специальность художника декоративно-прикладного искусства. Все это время моим педагогом и наставником был известный специалист по ковру Лятиф Керимов, а также заведующий Отделом ковра при Институте архитектуры и искусства Академии наук Азербайджана. Свою любовь, увлеченность и одержимость к искусству ковра он умело передавал и своим ученикам.
Во время учебы в институте я занималась разработкой большого количества ковровых композиций, и первой полной орнаментальный ковровой композицией стала моя дипломная работа, посвященная «Ислими – бендлик» в 1984 году.
Одним словом, учеба в Тбилисском художественном училище сформировала меня как гобеленщика, а учёба в институте искусств — как художника по ковру. Влияние этих двух учебных заведений на мое профессиональное будущее было огромным и каждое из них способствовало дальнейшему моему художественному развитию как молодого художника.
— Вы получили два образования и являетесь художником – гобеленщиком и художником по ковру. Какому из этих видов прикладного искусства Вы отдаете большее предпочтение? И почему?
— Часто у меня спрашивают — в чем разница между гобеленом и ковром, так как на самом деле не все эту разницу могут уловить. Эти виды декоративно-прикладного искусства отличаются и по своим художественным особенностям и по материалу изготовления.
Для ковров чаще всего характерны орнаменты — повторяющиеся элементы, узоры, фигуры четко различимые с обеих сторон изделия – верх и низ, справа и слева. Гобелены же представляют собой, как правило, картину с сюжетом. Это или пейзажи, или исторические события, или сцены из известных произведений и т.д. И это всегда живые сюжеты. Также они различаются используемым в работе материалом и способом плетения. Я полюбила и то и другое. Но есть у меня одна особенность. В процессе создания гобелена я участвую в нем от начала и до его завершения, а в создании ковра готовлю лишь эскиз и даю профессиональной ткачихе, которая по нему ткет ковер. И поэтому над гобеленом работаю больше, а с ковром — по возможности.
Наряду с созданием гобеленов и ковров, я также работала над созданием многочисленных эскизов ювелирных прошений. Но особое предпочтение в своем творчестве все же отдаю гобелену.
Гобелены создаю в различной технике – буклированной, рельефной. Они небольшие по размеру, но отличаются законченностью композиций, выразительностью линий. В своих работах стараюсь отразить красоту окружающей нас природы. Создание гобелена – это тяжелый и ёмкий труд, в процессе которого происходит постоянная импровизация воображаемой темы, и это подстегивает меня к созданию все новых и новых работ. И поэтому постоянно нахожусь в поисках тем, делаю эскизы, работаю над орнаментами и композициями.
— И как Вам удается сочетать – деятельность преподавателя и творчество? Ваша педагогическая деятельность не мешает Вашим творческим поискам?
— Когда я завершила обучение в институте, Лятиф Керимов пригласил меня работать в Академию наук Азербайджана, в свой, Отдел ковра. В академии и институте архитектуры и искусства я проработала 30 лет, что оказало огромное влияние на мою профессиональную деятельность.
Одиннадцать лет преподаю в техникуме легкой промышленности и уже 15 лет — в Государственном университете искусств.
Преподавание занимает важное место в моей жизни. Это лекционные и практические занятия, курсы, семинары, мастер-классы, поиски новых форм и материалов, совместная со студентами работа по созданию гобеленов. Главное во всем этом передача знаний и опыта, которые я когда-то получила от своих наставников.
Мне очень приятно видеть, как мои ученики становятся успешными мастерами. Зачастую человеку нужен небольшой творческий толчок, он начинает стремительно развиваться и может стать даже самобытным уникальным мастером. Поэтому всегда стараюсь вдохновлять студентов, делилась и буду делиться со студентами своими находками и новыми открытиями в технике создания гобелена . Меня подкупает их внутренний и духовный мир, свой взгляд, порой, неординарный, на окружающее, на искусство.
С одной стороны, преподавание отнимает много сил, а с другой — в то же время обогащает мое внутреннее пространство, вдохновляет меня на новые творческие поиски, идеи и проекты.
Моя творческая и преподавательская деятельность всегда шли параллельно и гармонично дополняли друг друга.
— С чего начинается работа над гобеленом? Как вообще рождается композиция будущей работы? Как подбирается цветовая гамма?
— Работа над гобеленом – это трудоемкое дело и начинается она по-разному. И, как обычно, с темы, до которой надо созреть, а она, как правило, рождается под воздействием внутреннего эмоционального состояния.
Свои работы я могу сгруппировать по определённым темам: «бабочки», «деревья», «цветочные композиции», а также абстрактные работы, но есть у меня и единственная портретная работа, посвященная моему учителю – выдающемуся ковроведу Лятифу Керимову.
И всё это на гобелене может передаваться в абстрактной форме или же в модульной системе, это когда разные мелкие цветовые клетки дают определенную цветовую гамму, а это в свою очередь дает определенную палитру, характерную для какого-либо времени года: осени, зимы, весны или лета.
В работе над гобеленом необходимо обладать врожденным художественным чутьем и безупречным чувством цвета. При создании гобелена на тему, к примеру, пейзажа ощущаешь и чувствуешь связь между процессом создания работы в материале и природой.
— Вы сказали, что основная тематика Ваших работ так или иначе связана с природой. Чем объясняется Ваш выбор?
— На самом деле, объяснение простое. Каждое время года дает определенную тему. К примеру, в марте мы всегда торжественно и пышно отмечаем Праздник весны — Новруз, к которому готовимся всегда заблаговременно. Подготовка и ожидание этого праздничного дня подсказывает мне очередную тему для моего гобелена. Последнюю работу на тему прихода Новруза выполнила в стиле модерн, где показала четыре стихии природы – Землю, Воду, Огонь и Ветер. Два элемента уже создала и два ещё в процессе.
В основном, я создаю живописные работы с мягкими цветовыми переходами. Но в последнее время изменила свой стиль в технике исполнения работ в материале, что сразу же сказалось на новых моих творческих произведениях, а именно в последних проектах «Праздник Новруз» и «Времена года».
При создании нового произведения у меня возникает внутренний психологический настрой на ту или иную тему, быстро делаю наброски, создаю приблизительный рисунок как на картине, которую закладываю в основу, и в процессе работы с тканью появляются новые мысли, и в процессе работы могу что-то изменить, что касается колорита. После того как я раскладываю пряжу, начиная импровизировать с тканью. Выполнение работы в материале сродни с работой живописца на холсте. Гобеленщик создает работу на основе неокрашенных нитей, натянутых на станке, накладывая цветные нити утка («стежки» утка располагаются вертикальными или горизонтальными рядами на нитях основы – прим. ред), независимо от того в каком жанре или стиле он создает своё произведение – в реализме, модернизме и так далее.
— Поделитесь своей профессиональной мечтой?
— Несмотря на то, что преподаю и больше времени провожу в университете, всё равно нахожу время на творческие поиски, экспериментирую и от этого получаю удовольствие и душевный покой. Надеюсь, в себе надолго сохранить такой творческий драйв и стремление к новым решениям и находкам в создании гобелена, который таит в себе неисчерпаемые возможности.
Считаю, что искусство гобелена движется по восходящей линии, выходит на новый уровень, на новое понимание этого вида творчества. Мои коллеги – художники в Азербайджане, России и других странах, работающие в области гобелена, раздвигают границы этого вида декоративно-прикладного искусства, создают шедевры, достойные внимания ценителей искусства. И, уверена, что современный гобелен очень скоро уверенно займет статус произведения искусства, а не будет только лишь предметом дизайна или частью интерьера.
Беседовал Вагиф Адыгезалов
Фото из личного архива Тамиллы Абдуллаевой