Продолжается показ Российских программ 43-го Московского кинофестиваля в Доме кино. Художественный редактор Ирина Павлова вышла на сцену и загадочно объявила: «Конец фильма».
Дело в том, что так называется картина Владимира Котта о съемочных буднях кинематографа, о происходящем за кадром.
Это очень личное высказывание режиссера «про жизнь, искусство и поколение «лишних людей». «Некоторые сцены мы снимали именно в этом зале, — добавляет режиссер. — Дом кино — намоленное место: здесь происходят премьеры, рождаются звезды; здесь же провожают их в последний путь».
Исполнитель главной роли Валентин Самохин сыграл ее впервые, а ранее было около 100 эпизодических. Его герой решает для себя, каким режиссером он хочет быть — великим, талантливым или просто «нормальным, обычным». Но есть Ее Величество Индустрия, которая диктует свои законы. «Кино — это искусство компромиссов», — отмечает Владимир Котт, сыгравший одного из режиссеров Мосфильма.
… По сценарию в Доме кино некий режиссер желает зрителям «приятного просмотра» своего фильма и признается в чувстве, когда кажется, что снимать больше нечего. Белый квадрат экрана, окаймленный черной рамкой как дурное предвестие. Вдруг зажигается свет, и объявляют, что режиссер застрелился. Белый квадрат оказывается черной дырой. Конец фильма судьбы.
Фильм оставил неоднозначное впечатление. Затянут. Все время хотелось покинуть зал, но что-то держало, оставляло до конца фильма. В том числе и операторская работа Андрея Капранова.
Народная артистка России Ирина Егорова-Ковриго пооткровенничала, что рада тому, что, оказывается, есть люди, так же рефлексирующие, сомневающиеся и не боящиеся в этом признаться. Ей очень понравился образ Марчелло Мастрояни (Егор Бероев) — этакого призрака главного героя, его совести, его антипода, появляющегося как Мефистофель в трудные минуты принятия решения. И смешно, и страшно. Ирина Егорова-Ковриго сравнивает его с Грегори Пэком («Римские каникулы»), считает уровень голливудским.
Очень хороша актриса Наталья Суркова в роли любящей жены режиссера Мити. Как она влюбленно смотрит на жующего макароны мужа. Столько тепла в ее взгляде! В школе она директор, а дома нежеланная женщина. «Я старая?» — спрашивает она. — «Ты не новая», — отвечает муж. А новых у него на съемочной площадке — тьма. Тьма на фоне снежного пустынного поля и его черное режиссерское кресло. Опять контраст, рвущий душу. Как мантру повторяет герой чистой девочке-хлопушке (Лина Веселкина): «Уходи из кино!» Ни ружья, ни мечи, ни дула танка не могут уничтожить альтер-эго режиссера. А простенькая хлопушка смертельно прихлопывает его терзания.
Очень хороша Яна Троянова в роли друга-пассии режиссера Мити — сейчас жгучей брюнетки, аппетитной дамы. Роли девушек «перекати поле» ушли — впереди интересные, сочные персонажи.
Композитору Антону Силаеву удалось передать напряжение при выполнении актерами режиссерских задач. Сопродюсеры Владимира Котта (он же сценарист) — Никита Владимиров и Тельман Акавов.
Конец фильма — это всегда начало новых идей, а не конец света.
Елена МАРТЫНЮК
Фото Лидии ЩЕДЕЛЬСКОЙ и из интернета