Спектакль из утробыВ МХТ им. Чехова состоялся показ спектакля «Крокодил» режиссёра Валерия Фокина по сатирическому рассказу Достоевского. Спектакль на сцене с МХТ им. Чехова сыграли актёры Венгерского национального театра. Примечательно, что представление идёт на венгерском языке с русскими субтитрами.

В центре сюжета оказывается мелкий чиновник Иван Матвеевич — известный венгерский театральный и киноактер — Лайош Отто Хорват, который в попытке разглядеть рептилию получше, оказывается ею проглоченным. Однако же, чиновник не растерялся и решил, что настало наконец время быть тем, кем всю жизнь быть опасался. С этого момента начинается общение главного героя со зрителями и другими персонажами через огромный экран, где показаны внутренности рептилии и, собственно, сам виновник торжества. Теперь мелкий чиновник как бы обретает новое тело. Он вещает человеческие истины, пытаясь достучаться до людей и повлиять на них, воображая, что теперь «в крокодиле» имеет на это право. Ведь теперь главный герой становится «звездой» и пользуется небывалой популярностью. Но его тщеславие недолго было удовлетворено…

В момент апофеоза Иван Матвеевич предстаёт перед зрителями в совершенно жалком виде, лишённый своего могущества. Так, перед зрителями рисуется стереотип героя в маске. Пока что он был в крокодиле, все бездумно поклонялись его силе, а стоило Ивану Матвеевичу вновь предстать обычным человеком, «снять маску», так он оказывается больше не интересен общественности.

Спектакль «Крокодил» о том, что человек всегда стремится быть тем, кем он не является, вечная погоня за некоей идеей сверхчеловека, которая в дальнейшем оказывается лишь мнимой оболочкой, как и крокодил в произведении Достоевского. Примечательно, что рассказ Достоевского не закончен и писатель оставляет читателю возможность самостоятельно додумать концовку. Этой возможностью и воспользовался Валерий Фокин в своей постановке и представил своё необычное видение отечественного писателя публике.

Представление получилось достаточно необычным, полным психологизма и скрытых деталей в духе режиссёра. Также интересный момент в сюжете заключается в том, что актёр может «выйти из спектакля» и посмотреть на всё происходящее на сцене и зрителей со стороны. Такой приём создаёт эффект живости персонажей, который существуют не только в пространстве театра.

Постановка позволяет взглянуть на человеческую натуру под реалистичным углом, который обнажает такие пороки как эгоизм, гордыня, человеческая глупость. А необычное изложение классического произведения передает его суть в невероятно актуальной форме. «Таким образом, Фокин убил двух зайцев: грамотно построил картину на сцене и осветил главные проблемы современного общества» — отмечают зрители.

Татьяна Антонова, корреспондент Евразии FM