Мольер на сцене Театра ДжигарханянаНа сцене театра Джигарханяна состоялась премьера спектакля «Мольер», поставленная режиссером Сергеем Виноградовым по знаменитой пьесе М. Булгакова «Кабала святош».

Она была приурочена ко дню рождения народного артиста СССР Армена Борисовича Джигарханяна. В этой постановке много лет назад, тогда еще совсем молодой актер сыграл одну из своих первых ролей в театре «Ленком».

Пьеса «Мольер» рассказывает о последних годах жизни великого драматурга и талантливого актёра Жана-Батиста Поклена де Мольера, оказавшегося в немилости у Людовика XIV, и затравленного враждебным духовенством. Эта пьеса о взаимоотношениях художника и власти, о любви и ненависти, о предательстве и прощении, о таланте и творчестве, о преданности своему назначению и смерти.

Начинается спектакль с комедии, которую артисты играют в театре «Пале Рояль», где на сцене в главной роли Мольер. Он возбужден и немного нервничает, ведь сам король Людовик XIV присутствует в театре. Ему важно сегодня понравиться Его Величеству королю, заручиться его покровительством, чтобы получить разрешение на постановку «Тартюфа», в котором Мольер едко высмеивает Духовенство. И он пытается в поэтическом экспромте льстить королю…

Существует еще одна проблема, которую Мольер пытается разрешить: он собирается разорвать свою многолетнюю связь с актрисой и женой Мадлен Бежар, и жениться на ее сестре, которая ждет от него ребенка. Отношения связываются в тяжкий клубок трудноразрешимых проблем, которые ему предстоит решить. Он еще не знает о том, что сестра Мадлен, вовсе не сестра, а его дочь Арманда. Но это всё будет потом. А пока любовь, счастье ожидания ребенка, покровительство короля, предстоящая постановка «Тартюфа» …

Но шаг за шагом, режиссер Сергей Виноградов приподнимает завесу жизненных перипетий Мольера, тонко и динамично показывает захватывающие переплетения превратностей судьбы: творчество и любовь, преданность и предательство, дворцовые интриги и таинственные обряды заседания кабалы святош – всё сплелось в неразрешимый клубок под названием – Судьба.

Алексей Анненков, исполнивший роль Мольера, очень тонко, деликатно, я бы сказала, «человечно» прикасается к образу великого драматурга и актера. Трудно сказать, кто в его игре он больше: великий драматург, актер или просто человек, полюбивший молодую женщину? Кто или что превалирует на этих житейских весах? Анненков создает очень глубокий, трагичный и многогранный образ Мольера, показывая не только его талант, страсть к театру, к творчеству, которому он беспредельно предан, но и вскрывает его самые разнообразные человеческие качества, его отношения к актерам, с которыми он играет в спектаклях, к театру, женщинам, королю, к представителям Духовенства. Показывая его как большого художника, который временами переживает человеческие слабости, неуверенность, совершая порой необдуманные поступки, и даже, возможно, ошибки. Как до глубины души он был потрясен, когда увидел, что его любимая женщина изменила ему с молодым человеком, которого он усыновил и воспитал, как родного сына, дал ему профессию? Но несмотря на это, в самые сложные моменты своей жизни он остается верным себе, своему призванию, таланту, своему любимому театру.

На пресс-конференции, которая состоялась перед началом спектакля, режиссер Сергей Виноградов рассказал журналистам, что при постановки спектакля он ушел от исторических костюмов, заведомой архаичной музейности и пыльных париков, и хотел заострить внимание на вечных общечеловеческих вопросах, которые были, есть и будут вне зависимости от эпохи, в которой живет человек: это любовь и измена, преданность и предательство, зависть и лицемерие, талант и власть, политический деспотизм и воинствующая, фанатичная религиозность. И как часто от этих враждебных и непримиримых столкновений рушатся человеческие судьбы и даже жизни.

В спектакле столкнулось триединство неразрешимых проблем. С одной стороны – духовный мир Мольера – его талант, творчество, его театр, с другой – король Людовик XIV – это мир политики и власти; и с третьей – лицемерный мир Архиепископа маркиза де Шарона и его воинствующих религиозных фанатиков или кабалы святош, олицетворяющих враждебный мир Духовенства. И столкновение этих миров не могло не отразиться на судьбах людей, в частности, Мольера. Да, судьба подлинного художника всегда сложна и зачастую находится в противостоянии системы власти, в борьбе с которой он проигрывает. Мольер умирает, но творчество его живо, оно переживет века, потому что оно есть подлинное искусство, которое остается людям. И в этом, на мой взгляд, есть оптимистическая квинтэссенция идеи всего спектакля.

В заключении хочется сказать, что талантливое исполнение большинством актеров своих персонажей, которые играли на одном дыхании, трепетно, страстно и с огромным вдохновением, а также сложные сюжетные интриги, переплетения характеров и судеб, замечательная, порой интригующая музыка, и талантливая режиссура, – сделали спектакль захватывающим и увлекательным действием, который попытался ответить на волнующий вопрос современности: Что есть талант и власть, их трагическая несовместимость и воинствующее противостояние всему новому, свободному в поисках истины, приводящие к разрушительной силе таланта. Высмеивая немощь и обличая ханжество власть имущих, которым проще устранить грешника, чем наставить, спектакль порой разрывает жанровые рамки, где трагическое приближается к фарсу, и тем самым, еще более гротескно заостряя человеческую сущность каждого персонажа. Это и делает спектакль современным, близким и понятным, нам, живущим в 21 веке.

Конечно, актерам еще есть над чем поработать, ведь это пока первые спектакли премьеры: предстоит еще отработка некоторых мизансцен, работа над отдельными текстами, большая раскованность и снятие местами актерских зажимов. Но это дело времени и техники. В основном же, можно поздравить замечательный коллектив актеров, сыгравших в этом спектакле, а также, режиссера-постановщика Сергея Виноградова с премьерой очень современного спектакля «Мольер», поднимающего вечные и животрепещущие вопросы нашего сложного бытия.

Фаина Зименкова
Фото: Андрей Федосов

Мольер на сцене Театра Джигарханяна
Мольер на сцене Театра Джигарханяна