Известная оперная певица, заслуженная артистка Азербайджана, солистка Большого театра Динара Алиева в преддверии грандиозного концерта в Московской консерватории «Чайковский–гала», посвященного 175-летию великого русского композитора Петру Ильичу Чайковскому, ответила на вопросы ИАП АЗЕРРОС и призналась, как ей, восточной девушке, удалось перевоплотиться в пушкинскую Татьяну.
— Вы начинали свою творческую карьеру в бакинском театре оперы и балета, расскажите, пожалуйста, об этом периоде Вашей жизни.
Д.Алиева: Сначала я окончила музыкальную школу им. Бюль-Бюля по классу фортепьяно. Потом поступила в консерваторию на два факультета: исполнительский, по классу фортепьяно, и вокальный. Мне повезло учиться в классе Хураман Касимовой. Вообще, я безумно счастлива, что прошла школу таких педагогов как Фидан и Хураман Касимовых. Эти потрясающие певицы, сделавшие большую карьеру, были для меня в то время эталоном вокального пения.
Также с огромной благодарностью я вспоминаю Гюлю ханум Мартынову, которая была режиссером на моем выпускном экзамене в бакинской консерватории. Именно она научила меня правильно вживаться в роль, и именно благодаря ей сегодня я свободно чувствую себя на сцене.
Кстати, Хураман Касимова в 1981 г. получила «Гран При» на международном конкурсе «Марии Каллас». Так интересно сложилось, что много лет спустя я заняла призовое место на том же конкурсе. Х.Касимова была этому очень рада. Я уже говорила, что мечтала попасть к ней в класс. И когда это произошло, то я словно окрылилась, потому что именно Х.Касимова мне помогла ощутить себя как певицу.
Затем два года я проработала в бакинском театре оперы и балета: исполняла ведущие партии. А потом так сложилось, что я по приглашению Дениса Мацуева уехала в Москву. Мне хотелось усовершенствовать свой вокал, и он познакомил меня с Еленой Образцовой, − таким образом, началось наше сотрудничество. Я стала посещать мастер-классы Елены Васильевны, и осталась в Москве. К тому же в столице у меня уже давно живет брат, поэтому я здесь не одна, а в семье.
— Вы лауреат престижных международных конкурсов, поете на разных сценических площадках, где легче всего Вам выступать?
Д.Алиева: Я никогда об этом не задумывалась: где легче? Наверное, потому, что меня везде тепло принимает публика. А если публика тебя принимает, тогда ты уже не думаешь о том, на какой сцене стоишь. Пусть это будет Италия, Франция… Я себя чувствую одинаково комфортно везде. Единственно, конечно же, у каждого певца есть желание, чтобы была хорошая акустика в театре: не было лишних подзвучек, лишних микрофонов, потому что все это искажает звук.
Мне больше всего импонирует Венский оперный театр. Там хорошая акустика, и мне очень удобно петь там. А недавно я вернулась из Франкфурта-на Майне. Пела в здании Новой оперы: там небольшой зал, но потрясающая акустика.
— Произведения каких азербайджанских авторов есть в вашем репертуаре?
Д.Алиева: Я исполняла песни Т.Гулиева, Ниязи. Были в моем репертуаре произведения Ф. Амирова. Также пою народные песни.
Вообще, у меня уже вышло несколько дисков, начало которым положил «Русский альбом». Я записала на DVD живой концерт из Большого зала московской консерватории, где моим партнером по сцене был Александр Антоненко. Петь дуэты с Александром – огромное удовольствие: он большой профессионал, к тому же обладает красивейшим от природы голосом. Вообще, Александра считают лучшим драматическом тенором нашего времени, он поет в лучших оперных театрах мира. Так что первый опыт записи DVD был для меня очень хорошим, возможно, следующим этапом будет диск азербайджанских песен.
— Какие партии Вам хотелось бы исполнить, но в силу каких-то обстоятельств у Вас это не получалось?
Д.Алиева: Дело в том, что голос со временем изменяется, формируется. И есть партии, которые мои, но я их еще не то, что не могу петь, а просто, скажем, не пришло время. Например, партия Тоски. Но через несколько лет будет и Тоска, и мадам Баттерфляй, и Манон Леско. Что же касается произведений азербайджанских композиторов, то у меня всегда была мечта спеть Севиль в одноименной опере Ф.Амирова. Просто нужно найти время. Дело в том, что у театра какие-то свои планы, у меня – свои. Их надо как-то совместить, чтобы я приехала в Баку, и мы бы что-то сделали.
— Вы исполняете партию Татьяны в опере П.Чайковского «Евгений Онегин», скажите, как восточной девушке удается вживаться в образ русской барышни?
Д.Алиева: Мне кажется, что именно наше восточное воспитание и то воспитание, которое было дано Татьяне, очень схожи. Например, написав письмо, она себя потом корит. Татьяна скромна в своих действиях, и такая же скромность присуща азербайджанским девушкам. Поэтому по менталитету Татьяна мне очень близка.
— Что для Вас значит концерт «Чайковский-гала», который должен пройти в Большом зале Московской консерватории, где Вы ведущая исполнительница?
Д.Алиева: Скажу, что 175-летие П.И.Чайковского − это прекрасная дата, которая отмечается не только в России, но и во всем мире. П.Чайковский − титаническая личность. Его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры. Он один из тех, кто смог передать в свое музыке глубину русской души. Но произведения П.Чайковского технически очень сложны как для вокалистов, так и для пианистов. Поэтому надо хорошо владеть своим голосовым аппаратом, чтобы исполнять такой репертуар. По моему мнению, Большой зал выбран неспроста: композитор преподавал в стенах консерватории и дирижировал свои произведения.
Хочу заметить, что я не впервые обращаюсь к творчеству П.Чайковского. Мой первый сольный концерт, который состоялся в Москве в 2005 г., тоже не обошелся без «Сцены письма» и заключительной сцены из «Евгения Онегина». Между прочим, и мой первый выпускной экзамен в бакинской оперной студии заканчивался «Сценой письма» из «Евгения Онегина».
Подготовили Вагиф АДЫГЕЗАЛОВ и Татьяна ВЕСНЯК