Удивительные зигзаги вытворяет порой человеческая жизнь! Уйдя из-за сложившихся обстоятельств от любимого дела, жизнь снова возвращает человека туда, где ему предназначено быть. Только другими путями, и к делу, несколько другого формата.

Она всю жизнь мечтала стать педагогом. И стала им, отучившись сначала в педучилище, затем на филологическом факультете МГУ. Несколько лет проработала учителем в школе, затем 17 лет – заместителем директора по воспитательной работе в детском доме. Всего за ее плечами – 23 года педагогического стажа. Но по семейным обстоятельствам ей пришлось оставить любимую работу и перейти в коммерческую структуру. Впрочем, задержалась там ненадолго: поняла – не её это. Педагогическая закваска всё же не отпускала её. Как-то им вместе с Анной Васильевной Пендраковской, возглавлявшей тогда ГБУК «Московское кино», предложили в 2006 году поучаствовать в жюри детской программы Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Новое кино XXI век». Там и родилась идея создать детское жюри, в котором, оценивали бы фильмы сами дети. Идея понравилась всем и была подхвачена. Было подобрано семь учащихся из гимназии, увлекающихся кино. Провели с ними небольшой кинематографический ликбез – и вперед ребятки!

Юные члены новоиспеченного жюри добросовестно отсматривали на фестивале детские фильмы, и при их обсуждении проявили в своих оценках аргументированность и принципиальность. Словом, с поставленной задачей хорошо справились. Забегая вперед, нужно сказать, что идея с детским жюри в последствии прижилась на кинофестивалях в «Артеке», «Орленке», на детской программе «Киномалышка» кинофестиваля «Киношок» и других фестивалях.

Мы встретились с основателем и бессменным Президентом Благотворительного Фонда помощи детям «Детский КиноМай» Лидией Петровной Евтушенковой в Смоленске на кинонеделе «Детского КиноМая», где и продолжили наш разговор о Фонде, который в прошлом году отметил свой десятилетний юбилей, о его создании, о разнообразной деятельности, благотворительных и образовательных проектах, и многом другом.

Лидия Петровна, что же произошло потом после организации детского жюри на кинофестивале? Как идея образования детского жюри превратилось в детский Благотворительный Фонд?

Мы, конечно, не ограничились организацией только детского жюри. Впрочем, всё по порядку. В 2008-м году фестиваль, на котором родилось детское жюри, закрылся, и мы стали думать, что делать дальше? Жалко было хоронить хорошую идею. И случай не преминул появиться. В декабре 2008 года наша небольшая команда собралась в кинотеатре «Художественный» и стала решать, что делать дальше.  Идей было много, но остановились на создании своего детского благотворительного фонда. Предложение всем понравилось, и мы стали работать над его воплощением. Но пока создавался Устав Фонда и другие организационные моменты, мы задумались над логотипом фонда, поиском партнеров и спонсоров. Привлекли к этому всех своих друзей, знакомых, даже родственников. Немного помогли нам Благотворительные Фонды «Система» и «Детский мир», ГБУК «Московское кино». Первую детскую кинонеделю решили провести в Смоленске. С этой идеей мы поехали в Смоленск на прием к губернатору. Наша делегация в составе четырёх человек: меня, Анны Васильевны Пендраковской, Марии Рязановой, она тогда была режиссером в детском киножурнале «Ералаш» и директор БФ «Детский Мир» Александр Бархатов. На встрече с заместителем губернатора Ольгой Владимировной Окуневой, ныне уже Депутатом Госдумы, обсудили наше предложение о проведении благотворительной кинонедели. Внимательно выслушав нас, она сказала, что это всё интересно, и, если через две недели мы привезем ей свою программу, того что мы хотим сделать, она нас поддержит. Хотя присутствующие на совещании чиновники отнеслись ко всему скептически. «Где вы найдете деньги, – спросили они, – ведь ваших денег хватит только на один день пребывания?» Но мы не сдавались, сказали, что деньги найдем, подготовим программу, подберем актеров. И стали работать над проектом…

В результате, мы подобрали фильмы из старого классического детского репертуара, так как новых тогда было совсем мало, нашли актеров, и для начала апробировали свою программу в Москве. В столице всё прошло успешно. Ну, а в мае мы уже поехали в Смоленск и провели там первую кинонеделю. Вопреки известной пословице, наш первый блин оказался совсем не комом. И мы там, можно сказать,«прописались».

Как всегда, женщины приняли первый «удар» на себя?

Нет, нам помогали двое мужчин – Андрей Матвеев, бывший директор Благотворительного Фонда «Система», а ныне генеральный директор «Литературной газеты», и Александр Бархатов, который с нами ездил в Смоленск.

Но, как же вам удалось всё это осуществить, почти не имея денег?

Нам очень многие помогали провести это мероприятие, кто-то помог с транспортом, кто-то с площадками, кто-то еще, чем могли, помогли. Вот так с Божьей помощью и с помощью реальных людей мы справились с этим мероприятием.

В этом году мы приехали в Смоленск уже 12-й раз на 12-ю кинонеделю, которая, к сожалению, из-за пандемии была сильно урезана, программа тоже сокращена до предела. Но всё же мы провели среди школьников онлайн конкурс чтецов, и смогли наградить в торжественной обстановке всех победителей. И ни один из участников от нас не ушел без подарка. В этом году мы смогли оказать неплохую благотворительную помощь шести детским социальным учреждениям в городе, на сумму в общей сложности один миллион 650 тысяч рублей.

Наверное, та первая ваша майская поездка в Смоленск и стала основой для названия Вашего Фонда «Детский КиноМай»?

Когда мы задумали всё это, то собирались проводить кинонеделю только в Смоленске, и я предложила своим коллегам, что май – самое хорошее время весны, когда всё расцветает, и мы решили его назвать «Детский КиноМай». Ну, а «детский», потому что всё делается для детей и с детьми. Так и утвердили это название и логотип нашего Благотворительного Фонда «Детский КиноМай».

Были ли какие-то трудности при организации Благотворительного Фонда, или сразу всё пошло, как по маслу?

Ну, сразу, наверное, не может всё идти, как по маслу. Это большая и сложная работа. Ведь мы начинали всё с нуля, а это не просто. Поначалу сложно было найти единомышленников для кропотливой работы в Фонде. Но постепенно, где-то в течение полутора-двух лет сформировалась команда «КиноМая», в которую пришли замечательные, неравнодушные люди, желающие заниматься благими делами. Это Марина Гончарова, Татьяна Чикаева, Ирина Мелетина, Ирина Казакова, Нина Либкнехт, Андрей Тюрин. Довольно долго у нас проработала Валентина Мошкова. Также большую помощь нам оказывают добровольные помощники в тех городах, где мы бываем: Светлана Дедкова, Олеся Евтушенкова, Елена Романькова, Светлана Фомичёва, Алёна Афонина, Ольга Гильмутдинова, Антон Павлюк, Светлана Шевченко, Анна Радишевская, Лидия Зотова, Светлана Кольчурина, Наталья Гудина и другие. И особо хочется отметить словами благодарности за поддержку благотворительных акций Фонда Владимира Петровича Евтушенкова, Михаила Валерьевича Шамолина, Владимира Санасаровича Чирахова, Ольгу Владимировну Окуневу, Али Муссаевича Узденова, Владимира Юрьевича Ревенко. Мы всегда чувствуем их крепкое плечо и надежную поддержку во всех наших добрых делах.

Расскажите, пожалуйста, о деятельности вашего Благотворительного Фонда.

Когда мы создавали вместе с единомышленниками наш Фонд, мы ставили себе задачу знакомить детей с миром кино, вести культурно-просветительскую работу и оказывать адресную помощь детским социальным учреждениям. Именно такую программу мы и предложили тогда администрации Смоленской области, предварительно проведя, как я уже говорила, стартовый проект в Москве на базе кинотеатров ГБУК «Московское кино». А в 2010-м году мы открыли в Санкт-Петербурге наш первый кинофестиваль «Детский КиноМай». Вначале было очень трудно найти хорошие игровые фильмы для конкурса, поэтому привезли только мультфильмы. А уже в 2011-м году мы отобрали несколько хороших фильмов. Отсмотренные для фестиваля фильмы мы апробировали на детях наших сотрудников, как они реагируют на них, интересно ли это кино для той или иной возрастной группы детей? Там же, на фестивале, мы продолжили работу детского жюри. В следующем году добавился еще один проект: организовали в Пскове детский Благотворительный кинофорум «Псковские каникулы». Сейчас ежегодно наш Фонд проводит 6-7 разных проектов в год. В программу проектов Фонда вошли не только кинофестивали, благотворительные кинонедели, творческие встречи с актерами и режиссерами, мастер-классы, творческие конкурсы, поездки в детские социальные учреждения, но и адресная помощь воспитанникам детских домов. Эти проблемы я знаю не понаслышке, проработав в детском доме 17 лет. Во всех наших проектах мы постоянно оказываем детским учреждениям адресную помощь, как моральную, так и материальную. Недавно были, например, в Костроме, там тоже оказали адресную социальную помощь детям на один миллион двести тысяч рублей. Весной мы также провели ощутимую благотворительную акцию детским социальным учреждениям Ростова-на-Дону, оказав помощь на один миллион триста тысяч рублей.

А откуда вы берете деньги на благотворительную помощь детям?

Наши социальные партнеры помогают, а мы потом за все отчитываемся. Мы очень благодарны нашим партнерам, которых я с удовольствием назову: это Благотворительный Фонд «Система», Группа компаний «Детский мир», ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ООО «МежРегионГаз Ростов-на-Дону», компании «CosmosHotelGroup», «StepPuzzle», «Лидер Инвест» и др. А также некоторые банки делают пожертвования. Кто-то с нами сотрудничает на постоянной основе, кто-то оказывает разовую помощь. Мы всем им очень за это благодарны.

Как вы находите этих партнеров?

По-разному, через разные фонды, которыми принадлежат крупным компаниям. Вначале, конечно, было сложно, но, когда люди видят, что мы занимаемся добрым делом, а их помощь идет на благое дело, то они искренне помогают. Такими маленькими шашками мы постепенно завоевали свою нишу. По каждому проекту ищем помощь в том регионе, в который едем. Если это Москва, то ищем московскую социальную помощь, если Смоленск, то смоленскую, и т.д. Моменты бывают разные. Актеров же приглашаем бесплатно на волонтерской основе, мы их называем звездными волонтерами. Большинство из них, в основном, с удовольствием едут, им это интересно, так как уже прониклись к деятельности нашего Фонда. Потом и других своих коллег призывают принять участие. Мы же не просто приглашаем в поездку, там ведь нужно проводить творческие встречи, мастер-классы, спортивные игры, различные конкурсы, заниматься с детьми. Некоторые актеры ездят с нами по несколько раз, например, заслуженная артистка России Валентина Светлова. Или, скажем, детский писатель Анна Игнатова, которая пишет сатирические стихи для детей, или актёры театра и кино: Анна Снаткина, Иван Кокорин, Татьяна Яковенко, Эвклид Кюрдзидис и многие, многие другие, тоже неоднократно приезжали к детям. Сергей Перегудов, например, это вообще феномен. Он проводит интересные мастер-классы; так может организовать детей, что их потом не оторвешь от него. Или Андрей Носков, он так «раскочегарит» детей и сам «раскочегарится», что ему нужно рубашку менять. Что он с ними вытворяет, дети просто в восторге от этих встреч! Вы знаете, сейчас в нашей стране примерно 80 процентов благотворительных фондов, которые занимаются помощью больным детям. И это, конечно, очень важно и нужно. Но кто будет за души наших детей бороться? Это больной вопрос. Поэтому мы стараемся уделять больше внимания детям физически здоровым, но лишенным родительской ласки.

Лидия Петровна, получается, то, чем вы сейчас занимаетесь, помимо решения организационных и финансовых дел, это, по большому счету та же педагогическая работа? Ведь она, так или иначе, связана с детьми и делается для детей? Не так ли?

Да, в общем, верно. Это разновидность педагогической работы, только она проходит у меня несколько в другом формате. Работать нам приходится не только с детьми, но и с учителями, и воспитателями. Мы проводим разные культурно-образовательные мероприятия: это и различные литературные конкурсы, например, конкурсы на лучший рассказ на заданную тему, это и конкурсы чтецов, посвященные той или иной дате, это и конкурсы на лучший рисунок, и многое другое. Вот в этом году, например, провели с детьми Ростова на Дону и Смоленска конкурсы чтецов, посвященные 75-летию Победы в ВОВ. Это был потрясающий конкурс! Что мне говорить, вы ведь сами видели и слышали, как дети читают!

Ваш кинофестиваль по-прежнему проходит в Санкт-Петербурге?

Нет, мы поменяли нашу площадку. В Санкт-Петербурге фестиваль проходил семь лет. Но потом наш партнер — Санкт-Петербургское отделение Союза кинематографистов стал банкротом, поддержки не оказалось, за все площадки нужно было платить Фонду. А для нас это было дорого, и мы переехали в Нижний Новгород. Этой осенью там будет проходить уже четвертый кинофестиваль. Очень надеемся, что коронавирус не помешает нам его достойно провести.

Творческая команда Фонда посетила с фильмами и другими мероприятиями не только областные центры, но и небольшие города; были в Угличе, Гагарине, Сортавале, Сегеже, Галиче, Нерехте. С 2014 года кинофорум стал проводиться и в Ростове на Дону. Приняли участие в Круглом столе на тему «Сохранение русского языка и культуры в условиях эмиграции», который проходил в Брюсселе, там мы себя хорошо зарекомендовали. Нас приглашали в разные европейские страны. За эти годы были зарубежные поездки: Эстония (Нарва), Болгария (София и Бургас), Германия (Берлин), Люксембург и Трир. В этом году должны были в пятый раз поехать в Люксембург и Трир, но из-за пандемии поездку отменили. Российский центр науки и культуры и частная русская школа «Калинка» нас всегда хорошо принимают. Директор школы Анна Радишевская, замечательный организатор и энтузиаст. Все организационные моменты они взяли на себя, мы только оплачиваем наши билеты. Дни российского детского кино и культуры в Люксембурге проходят с большим успехом: показываем российское кино, проводим мастер-классы для русскоязычных детей, творческие встречи и концерты для детей и взрослых.

В общем, не стоим на месте: популяризируем российское детское кино, помогаем детским домам, сельскими детским библиотекам; куда-то привозим книги, куда-то оборудование, технику, плазмы. Много ездим по разным регионам, например, были в Карелии, Горно-Алтайске, Костроме, Казани и других регионах. География наших проектов довольно обширная, перечисление всех городов заняло бы много места.

Вы сказали, что проводите кинофестивали и кинофорумы. А чем они у вас отличаются?

На кинофоруме у нас нет конкурсов, просто показываем новые фильмы последних лет.  И старую добрую классику. Это могут быть фильмы, посвященные какой-то тематике или важной дате. Как, например, в этом году, большинство фильмов, посвященных 75-летию Победы в ВОВ. А на кинофестивале участвуют фильмы, специально отобранные в конкурсную программу, вышедшие не более одного-двух лет назад. Конкурсные фильмы отсматривает жюри, которое и определяет фильмы-победители.

В августе прошлого года вы отметили десятилетний юбилей вашего Благотворительного Фонда. Наверняка, подводя итоги своей работы, вы сделали какие-то выкладки в цифрах? Не могли бы озвучить хотя бы несколько из них?

Да, конечно. Например, за десять лет мы провели 54 благотворительных проекта в разных городах нашей страны и за рубежом. За этот период мы показали 650 новых российских и зарубежных фильмов, старой доброй классики и мультфильмов. Состоялось более 180 поездок в детские социальные учреждения, в наших проектах приняло участие свыше 150 кинематографистов и представителей других творческих профессий. И главное – была оказана адресная материальная помощь 192 детским социальным учреждениям, многодетным семьям, детям-инвалидам, детским библиотекам, в общей сложности на сумму 33 000 000 рублей. Вот примерный итог деятельности нашего Благотворительного Фонда «Детский КиноМай» за прошедшие десять лет.

Что ж, впечатляет. Вы не жалеете, что занялись этим делом?

Конечно, нет. Мне интересно то, чем я занимаюсь. Мы общаемся с интересными, творческими людьми, артистами, режиссерами, сценаристами, писателями. Наши детские жюри, например, уже набрали силу, стали почти профессионалами в своем деле, им так просто не прикажешь, они аргументируют свою точку зрения, доказывают свою правоту, отстаивают свои решения. Это ж интересно! Проводя различные мероприятия, видишь, как развиваются дети, творчески растут. И мы вместе с ними тоже стараемся не терять форму.

Лидия Петровна, как во всякой работе, наверно есть то, что хотелось бы изменить к лучшему, что не всегда вас радует. Можете озвучить это?

Хотелось бы больше креативности, больше помощи от тех, от кого мы ее ждем. Иногда, вроде и помогают, но, как-то, формально, для галочки. Конечно, далеко не все так. Ещё очень бы хотелось активизировать работу детских домов. Объявляем конкурсы, а из детских домов меньше всего ребят принимают в них участие. А ведь это недоработка педагогов, которые там трудятся. Ведь с ребятами нужно работать, готовить их. Нужно полностью отдаваться своей работе, если уж ты её выбрал. Хотелось бы призвать педагогов быть активнее, тратить на детей больше времени, сил, энергии, творчества, а отдача от этого непременно будет, но позже.

Беседовала Фаина Зименкова

Фото из архива Фонда