В рамках 2-го Международного фестиваля кино стран содружества, прошедшего на минувшей неделе в Москве, состоялось шесть Гала-премьер, которые вызвали определенный интерес у зрителей.

Среди представленных фильмов выделяется киноальманах «Пограничное состояние», в который вошли четыре короткометражных фильма (Россия – Грузия – Латвия – Украина – Казахстан). Копродукция, в которой приняли участие молодые кинематографисты из пяти стран, уже само по себе интересное явление. А результатом этого явления оказалась работа Международной киношколы молодых кинематографистов СНГ «Содружество», организованной четыре года назад в Батуми, по инициативе известного киноведа, ныне художественного руководителя кинофестиваля «Московская премьера» Вячеслава Шмырова. Фильм-альманах, состоящий из четырех киноновелл, каждая из которых снята одним режиссером в течение одного дня в рамках творческого задания, полученного участниками киношколы «Содружество» в Батуми. Продюсером киноальманаха выступила Александра Жукова.

Немного о киношколе. В ней занимаются молодые, начинающие, амбициозные кинематографисты, которые не боятся экспериментировать, искать новые и новые подходы и пути в кинопроизводстве. В киношколе каждый режиссер имеет возможность заявить о себе, смотреть и обсуждать работы молодых коллег, принимать участие в дискуссиях, которые проводятся мастерами кино и успешными продюсерами. За эти годы из киношколы вышло немало интересных неординарных молодых режиссеров, успевших уже заявить о себе участием на различных кинофестивалях нашей страны и не только, и получить соответствующие награды.

Но вернемся к нашему киноальманаху «Пограничное состояние». Само название уже говорит за себя – показать человека в пограничном состоянии, когда он наиболее ярко раскрывается, как личность. Интересна не только сама проблема, которую надо было каждому участнику данного эксперимента не просто решить, но решить ее за один день. Задание было следующее: один день – один фильм.  Ребята за день должны были снять и смонтировать фильм полностью. И, судя по результатам, они справились, на мой взгляд, блестяще. По крайней мере, ни один из просмотренных фильмов этого киноальманаха, не вызвал какого-либо недоверия к нему или отторжения. Напротив, фильмы смотрятся с большим интересом, и это объяснимо. Верные формулировки, диалоги, логическое и интонационное построение кадров, высочайший психологизм ситуации и его решение, глубокие «подтексты», раскрывающие смысл отношений, проблем героев еще до того, как мы успели с ними ближе познакомиться, – всё соответствовало исследованию заданной темы.

Что же такое пограничное состояние человека? Мы живем в современном мире – время частых стрессовых ситуаций, конкуренций между людьми во всех отношениях, и, как итог – развитие различных психологических расстройств, определяющих пограничные состояния человека. Пограничное состояние – это поведенческие реакции человека на изменяющиеся ситуации, чаще всего, непоследовательные, немотивированные эмоциональные проявления, в процессе общения с близкими для него людьми. Причиной этому могут быть конфликты психологического характера, которые переживает личность. Пограничное состояние личности не имеет четко обозначенных границ в своем проявлении, у каждого человека оно наступает по-разному, в разной степени и форме. И предпосылок к этому состоянию много: страх одиночества, разрыв любовных отношений, предательство со стороны близкого человека, весть о смертельной болезни у себя, сексуальное насилие, потеря любимой работы, потеря близкого человека и другие причины. Их бесчисленное множество – жизнь в этом плане весьма и весьма «щедра». Пограничное состояние, как нарыв, который может лопнуть в любой момент. Его также можно сравнить с хождением человека по канату, когда нужно очень осторожно и грамотно балансировать и соблюдать равновесие.  И самое страшное, если личность переходит грань этого пограничного состояния, когда нарушается это самое равновесие. Как часто бывает в жизни, чтобы «нарушить равновесие», порой, достаточно лишь одной неуместно сказанной фразы. Как это случилось в фильме «Набат» режиссера и сценариста Дархана Тулегенова (Казахстан). За 11 минут экранного времени режиссер сумел показать семейную драму, которая, как оказалось, назревала давно, как тот нарыв, который в итоге лопнул. Фильм учит, тому, как важно уделять внимание близкому человеку, замечать его настроение, желания, мысли, страдания– и чутко реагировать на них. Ибо эмоциональная глухота, невнимательность по отношению к другому, особенно близкому человеку, обязательно будет способствовать дальнейшему отчуждению между ними, которое будет расти, как снежный ком. И в один, далеко не прекрасный день– «выльется» в снежную бурю, как это произошло с нашими героями – Лукой и Тиной …

За семейным завтраком Лука пытается рассказать Тине о своем тревожном сне, не видя ее состояния, в которое в этот момент она погружена. Он же слишком увлечен пересказом своего сна, чтобы видеть ее подавленное настроение. Она давно уже видит его невнимание к ней, видит их разность, их отчужденность, часто возникающую между ними из-за его невнимания к ней. Её не отпускают мысли о грядущем расставания, о котором она, не выдержав, наконец, заявляет Луке…

При пограничном состоянии личности человек видит мир исключительно в черно-белых тонах, что становится причиной либо чистого безумного восторга происходящим, либо уничтожающей депрессии от ситуации. Жизнь для таких людей без полутонов. Даже самые мелкие неудачи, порой вызывают у них серьезные проявления раздражительности, порой, появление суицидальных мыслей, склонность к саморазрушению.

…Беспокойный ум Марины жаждет приключений. Она сбегает от, казалось бы, любящего ее Андрюши в Батуми и втягивает нового знакомого в карнавал безудержного веселья. Но вскоре и пылкость Павлика начинает ее раздражать, также, как и заботливость Андрея. А внутри себя она ощущает пустоту, которую, как оказалось, заполнить нечем… Фильм режиссера Павла Емелина «Пока, Павлик» (Россия, 16 мин.)

Иногда к пограничному состоянию приводит страх одиночества. Для кого-то это боязнь остаться в одиночестве, даже когда предпосылки к этому отсутствуют. Человек может полностью отвергать чувство любви, что приводит к разрыву отношений до того, как это сделает противоположная сторона. Это провоцирует сложности во взаимоотношениях с близким человеком, проблемы с существованием в социуме, которые могут ускорить разрыв с близким человеком. Иногда в таких случаях слова могут только навредить и лучше в такие моменты немного помолчать, как это показано в киноновелле «Помолчим» (режиссер и автор сценария Антон Азаров. Украина, 9 минут).

…Чтобы пережить разрыв со своей девушкой, Бичико переезжает к Нузгари, к другу детства, который живет у моря. Там ему открывается тайна, которая может перечеркнуть не только его отношения с его бывшей возлюбленной, но и с лучшим другом.

Категоричность мнений и суждений, тревожность, депрессивные состояния, импульсивность, потеря контроля над эмоциями, резкая смена настроения, проблемы с социальной адаптацией, а также иногда демонстрация антисоциального поведения (наркомания, алкоголизм, криминальные действия) – всё это присутствует у людей в пограничном состоянии. И зачастую это не дает возможность человеку прийти к консенсусу, и категоричное отстаивание своего мнения, приводит к конфронтации с окружающими. Такой человек не видит себя виноватой стороной, а полагает, что никто не осознает его правоты и ценности. Зачастую проблемы межличностных отношений возникают в семье, где человек раскрывается во «всей своей красе», что сопряжено с неконтролируемыми эмоциями. В этой связи очень тонко и пронзительно показаны в фильме «Кислород» отношения двух братьев, находящихся в экстремальной ситуации. Старший брат приехал за младшим, чтобы поехать с ним на похороны матери. Их отношения, которые показаны зрителю в течении нескольких минут, неожиданно выявляет давно подавленные проблемы младшего брата, которые привели в конечном итоге к конфронтации внутри семьи… Фильм «Кислород», снят латышским режиссером и сценаристом Валерисом Олехно (Латвия. 9 минут).

Итак, четыре дня – четыре киноновеллы. Участники успешно справились со своими заданиями, показали свои работы на фестивале. А что дальше? Хочется верить, что на этом жизнь этих киноновелл не закончится и впереди их ждут другие фестивальные показы, встречи со зрителями… Пожелаем им счастливого и долгого пути на кинематографическом небосклоне!

Фаина Зименкова

Фото пресс-службы кинофестиваля