«Движущиеся картины» – под таким названием на минувшей неделе в московском «Медиа-клубе Чехов» состоялся вечер, посвященный российской мультипликации. Это была первая встреча, в так называемом, живом исполнении, после долгого перерыва из-за пандемии. Она проходила в соответствие с требованиями Роскомнадзора: наличие масок, перчатки и соответствующая рассадка присутствующих… Впрочем, люди, относящиеся к категории 65 плюс, и другие желающие, имели возможность смотреть вечер в режиме «онлайн», где он синхронно транслировался.
Вел вечер его бессменный ведущий, идейный вдохновитель и организатор «Медиа-клуба Чехов», известный режиссер, сценарист, писатель и художник Александр Бруньковский.
… Луч современного проектора, похожего на космический корабль, осветил экран. Это кажется фантастичным, что в этом доме, где обосновался «Media-клуб Чехов», в свое время бывали Гоголь, Жуковский, Крылов, Тургенев, Чаадаев…. Здесь же, некоторое время жил, граф Сергей Строганов, тот самый, – основатель Художественно-промышленной школы, всем известной «Строгановки». В 1960-е здесь, где уже была библиотека им. Чехова, также проходили знаменитые «Чеховские вторники», тут выступали Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Генрих Сапгир…
И вот, первый после большого перерыва – живой творческий вечер. Ведущий и модератор клуба Александр Бруньковский коротко рассказал о деятельности «Медиа-клуба Чехов» – этой общественной организации, созданной при Культурном центре им. Чехова и Библиотеке им. Чехова в центре Москвы. Клуб открылся в ноябре 2015 года и на протяжении пяти лет провел более полусотни творческих встреч с авторами произведений различных жанров. Среди приглашенных было много выдающихся творческих личностей современности. Достаточно назвать лишь немногих, чтобы понять масштаб и ауру этого места: Марлен Хуциев, Александр Адабашьян, Вадим Абдрашитов, Кирилл Разлогов, Вера Глаголева, Александр Снегирев, Андрей Шемякин, Евгений Цымбал, Игорь Золотовицкий и множество других.
Героиней вечера на этот раз стала самобытный режиссер и художник-мультипликатор Наталья Мальгина, чьи фильмы по рассказу Антона Чехова «Беззаконие» и фильм «Собачья дверца» по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг» с интересом посмотрели и потом бурно обсуждали зрители. Трогательные истории, с юмором и проникновением в души одиноких сердец, показанные киноязыком филигранного рисунка, сочетали в себе лучшие традиции классической мультипликации, и в то же время были полны новых красок авторского видения материала. Сильное впечатление дополняло и то, как точно эмоционально и достоверно были озвучены персонажи фильмов. Многие кадры были настолько хорошо и искусно прорисованы, что было желание их распечатать на бумаге, заключить в рамку, где они могли бы занять достойное место на стене, и потом с удовольствием их разглядывать. Это желание лишний раз подтверждало, насколько ярко сочетали они в себе разные грани и виды изобразительного и киноискусства, и по-настоящему представляли кинокартины, что вполне соответствовало концепции клуба.
Видя перед собой тонко чувствующую и благодарную публику Наталья показала зрителям в качестве бонуса еще один замечательный мультфильм «Оська святой», который был также восторженно встречен зрителями.
Несмотря на молодой возраст, Наталья – опытный мультипликатор, она рисует с самого детства. По окончании школы она училась в лицее №333 при студии «Аргус» как художник-аниматор, где прошла хорошую школу мультипликации, обучаясь у известных мастеров классической анимации Союзмультфильма, под руководством художника-аниматора Ольги Орловой и режиссера-аниматора Александра Давыдова. За плечами молодого режиссера-мультипликатора на сегодняшний день не один десяток короткометражных анимационных картин, многие их которых получили награды на разных кинофестивалях, таких как Первый детский фестиваль отечественной анимации «Радуга детства», IX Международный фестиваль детского и юношеского кино «Лістападзік-2007» в Минске, 15 Открытый Российский Фестиваль анимационного кино в Суздале, XVIII Фестиваль Российского кино «Окно в Европу» в Выборге, VII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел», XVI Международный Фестиваль детского анимационного кино «Золотая рыбка» и многих других, где она неоднократно становилась лауреатом и получала призы.
В этот вечер Наталье было задано много вопросов, на которые она отвечала подробно и основательно, показывала собравшимся наброски своих работ, рассказала и о творческих планах и предстоящих проектах.
По окончании этого замечательного и очень насыщенного вечера, Александр Бруньковский любезно согласился ответить на ряд вопросов нашего корреспондента, касающихся деятельности клуба.
– Александр, расскажите, пожалуйста, в чем особенность и главная задача вашего клуба?
– В центре нашего внимания – Человек-оркестр. Многогранная личность. Увидеть творчество такой личности в живой обстановке просмотра, выставки, беседы, игры, на стыке жанров. Увидеть феномен соединения жанров и видов искусства в творчестве одного автора. Это и есть главная задача клуба, любимая мной тема. В идеале вечер формируется как маленький документальный спектакль-перформанс, где и зрители являются активными участниками. Наиболее ярким образцом этой концепции является, к примеру, вечер с Александром Адабашьяном, замечательным актером, режиссером, художником, сценаристом. Он встречался с нашими зрителями, представляя свою выставку графических работ, она была размещена в нашем зале, а на экране был фильм «Жили-были мы» режиссера Анны Чернаковой по книге «Хрустальный ключ, или Жили-были мы» Александра Адабашьяна и Анны Чернаковой. Книга была в руках авторов и зрителей. Вопросы, интересные беседы и внимание к каждой детали на страницах, экранах и рисунках, висящих тут же на стенах, вовлекали присутствующих в познание мира художников, возбуждали внимание к подробностям, создавая такой интерактив. Благо, всё и все находятся рядом. Тактильные, аудио и визуальные ощущения разных уровней – всё это бывает во время наиболее наших ярких вечеров.
– А почему в название клуба включено слово «Медиа»?
– Слово «Media», часто сейчас ассоциируется только с прессой, я же вкладываю значение и практику новых Media, это новый формат и направление искусства, где одновременно взаимодействуют все проявления языка образов. Во всех видах. И даже пресса, может стать частью произведения. На некоторых встречах я призывал эссеистов, фотографов делать тут же свои произведения и опосредованно они соединялись в единую композицию. Процесс сложный, но интересный. И этот процесс естественно проистекает, из стремительно меняющей свой формат, жизни. Ставшие уже для большинства «родными» всевозможные экраны, – особенно смартфонов и компьютеров, соцсетей, поиски чудесного в интернете, и уже слегка отстающее, живое общение людей, мы стараемся соединить и сбалансировать в клубе. Человеку нужен человек. Чтобы в споре, беседе понять и лучше, глубже почувствовать произведения авторов. Как я говорю, воспитывать и взращивать, тренировать в каждом человеке множество рецепторов восприятия. Так объемнее будут восприниматься произведения. С большим КПД (смеётся).
– И всем этим вы занимаетесь в единственном числе, то есть один? Не слишком ли непосильную работу вы на себя взвалили?
– Нет, мне в этом помогают мои сомодераторы клуба Лариса Островская, Владимир Супик и коллектив библиотеки под руководством Елены Пахомовой.
– Какие еще необычные, запомнившиеся встречи проходили в этом клубе?
– Ну, вот, например, очень яркой была встреча зрителей с выдающимся художником книги и театра Василием Валериусом. Он представил очень необычную книгу-театр Федора Достоевского. Зал был вовлечен в действие до чрезвычайности. У всех глаза горели, как у детей в магазине игрушек (смеётся). Хотя Достоевский не игрушка, но манящая оригинальная форма книги пробуждала невероятный первозданный интерес зрителей.
Яркой вспышкой также был Музыкальный театр певицы и саксофонистки Стеллы Аргату, где и я принял участие, как рассказчик. Это были новеллы, опять-таки, о людях разносторонних, выдающихся способностей. Само собой – это Чехов, Станиславский и знаменитый английский режиссер, актер и художник Гордон Крэг, ставивший «Гамлета» со Станиславским в МХТ в 1911 году. Невероятно, но Крэг был также виртуозным гравером по дереву, его графика очень ценится – это редчайшее сочетание профессий, с точки зрения психологии. Почти нереальное. Представляете: актер, режиссер и гравёр! Абсолютно разные психотипы. Однако, уникальная многогранность личности этого человека сверкает, как бриллиант.
– Я знаю, вы много лет дружили и работали с великим Тонино Гуэрра и его семьей. В свое время и мое с ним знакомство произошло благодаря вам, за что я вам до сих пор очень признательна. Вы продолжаете работать с материалами творческого наследия автора? И были ли в рамках вашего Медиа-клуба вечера, связанные с именем этого Мастера?
– Конечно же, ярчайшим представителем такого феномена, как человек-оркестр, является выдающийся итальянский сценарист, поэт, блистательный рассказчик, дизайнер и художник Тонино Гуэрра. Более 10 лет я имел честь и радость дружить и сотрудничать с Тонино. Гуэрра – личность мирового масштаба, автор сценариев фильмов, которые давно уже стали классикой, созданные такими великими режиссерами как Антониони, Феллини, Тарковский, Ангелопулос, Вендерс…
Я сделал два документальных фильма с Тонино. У меня есть материал и на третий. Мы писали с ним полнометражный сценарий «Расцветшая зима». При жизни Тонино не удалось успеть поставить этот сценарий. Сейчас я преобразовал его в короткометражный сценарий анимационного фильма, и начал делать его в «Студии Первый А». На мой взгляд эта форма наиболее точно выражает содержание этой истории. Рисованные образы – это не только «сгущение красок» для большей выразительности, но и большего проявление смыслов. Тем более, когда история фантасмагорична, а главный герой – художник. Судьбы художественных натур мне всегда интересны.
Так вот, отвечая на ваш вопрос, вечер, посвященный Тонино Гуэрре, которым собственно и открылся «Media – клуб Чехов» в 2015 году, привлек внимание огромного числа зрителей. Это был супер переаншлаг, если можно так назвать! Я показывал свои фильмы о Тонино и Лоре Гуэрра «Женитьба по-итальянски» и «Тонино. Я не вспоминаю», рассказывал истории, связанные с нашими путешествиями и творческой работой в Италии и в Москве. Показывал свои акварели и графические листы иллюстраций к произведениям Тонино на экране и воочию на стендах выставки. Это представление имело большой успех, и выражало наиболее ярко концептуальную суть «Media-клуба Чехов».
… В заключение нашей встречи хочется еще раз отметить, что выбор очень разных тем и героев творческих встреч ведущего «Media-клуба Чехов» Александра Бруньковского, достаточно четко фокусируется в перспективе своей целостностью. Являясь режиссером, сценаристом, писателем и художником, Бруньковский в своих работах, и деятельности своих коллег (кстати, тут уместно вспомнить высказывание Олега Табакова, который когда-то отметил, что Александр обладает особой, редкой способностью радоваться успехам своих коллег), таким образом Бруньковский формирует и освещает дорогу Новых Media, как особого авторского направления творчества людей, талантливо соединяющих в себе разные виды и жанры искусства. Это созвучно с новым временем, очередного витка всеобщего синтеза искусств 21 века.
Фаина Зименкова