Запреты на ношение мусульманской одежды, карикатуры на пророка Мухаммеда (с.а.с.), постоянные нападки на мусульман, которых разве что в убийстве Дж. Кеннеди не обвиняют и, наконец, ужасающий террористический акт в Норвегии, унесший жизни десятков людей – все это звенья единой цепи, которую в европейском мире стало модным называть «крахом мультикультурного общества». О том, что стоит за этими событиями и громкими заявлениями корреспондент Eurasia.FM спросил Председателя Общественного крыла Совета муфтиев России Абдул-Вахеда Ниязова.

— На чем, по Вашему мнению, основывается современная проблематика конфликта между коренным европейским населением и иммигрантами из мусульманских регионов?

— Я считаю, что сама проблема по большому счету высосана из пальца. Конечно, все гладко с мигрантами быть не может. Ведь это люди, которые чаще всего приезжают из нестабильных регионов или горячих точек. Возможно, кое-где они себя ведут не так, как от них этого ожидают. Тем не менее, разговоров и споров вокруг них несоизмеримо больше, чем оно того стоит и тональность, к сожалению, задают спекулянты, которые на этом хотят сделать себе имя. Именно они и подливают масло в огонь. С их подачи в Европе ультраправые националисты набирают силу. И, к сожалению, основным объектом их ненависти и нападок становятся мусульмане.

— Возникающие сегодня трения на основе этнокультурного различия все чаще связывают с теорией столкновения цивилизаций Хантингтона. Как Вы считаете, насколько эта теория отражает действительность современной Европы?

— Согласно этой теории, будущие войны будут происходить между мировыми цивилизациями, в частности между западными миром и миром ислама. Если вторить каждый день об этом, то, пожалуй, так оно и случится. И наоборот, если учить людей жить в мире, быть толерантными друг к другу, то цивилизации будут сотрудничать и сосуществовать без проблем.

Однако то, что сегодня происходит в Европе, имеет несколько иной характер. Сегодня друг другу противостоят не ислам и христианство или что-нибудь в этом роде, а идеологии «плавильного котла» и «мультикультурализма». Какой быть Европе, одинаковой или разной?

Противники мультикультурализма имеют в запасе немало доводов в свою пользу. Более того, ряд лидеров ведущих европейских стран, такие как премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон или канцлер Германии Ангела Меркель поспешили заявить о провале концепции мультикультурализма. Однако я считаю, что мультикультурное общество не может провалиться потому, что из года в год наш мир будет становиться все более и более мультикультурным. И это естественный процесс, от этого не уйти. Нужно лишь искать механизмы для эффективного сотрудничества и сосуществования. И это возможно.

— Насколько политическая борьба в ряде европейских стран способствует росту исламофобии на бытовом уровне?

— Проблема мигрантов довольно широко используется в политических баталиях и интригах. В ряде стран это уже стало традицией. В США, например, республиканцы в борьбе с демократами привлекли к себе Чайную партию, которая, используя популистские лозунги против мигрантов из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, а также против чернокожего населения страны, набирает достаточно ощутимые позиции. В Европе определенными силами также использует этот козырь, чтобы взойти на политический олимп страны. Используя мусульманскую карту, реанимировал себя Национальный фронт Франции, партия Истинные финны также использовали для своей раскрутки популистские заявления на счет иммигрантов из мусульманских регионов. Этот список дополняют Партия свободы и многие другие.

— Кроме того, исламофобия в умеренных дозах выгода и правящим кругам. Нынешние европейские правительства в условиях финансового кризиса проводят политику широкого наступления на права трудящихся. Для этого им важно отвлечь внимание населения от реальных проблем и занять его какими-либо второстепенными вопросами, вроде допустимости мусульманской одежды для женщин в европейских городах. На самом высоком уровне начинают делаться громкие заявления, якобы, хиджаб унижает женщину или что эти женщины в хиджабах нарушают европейскую (французскую, немецкую и др.) культурную идентичность. Лично для меня не совсем понятно, например, о какой современной европейской идентичности может идти речь? Среди современных коренных европейцев очень много последователей самых разных религий и почитателей самых разных культурных традиций. В ношении одежды их никто не ограничивает. Почему же это такая проблема для мусульман?

Одним словом, в условиях экономического спада и ухудшения общего социального климата в странах еврозоны неплохо иметь такую вот злободневную тему, на которую всегда можно направить внимание и недовольство граждан.

— На Ваш взгляд, имеют ли подобные тенденции место в России?

-К сожалению, Россия сегодня не является исключением из правил. Мусульманский фактор и здесь зачастую является спекулятивным мотивом некоторых политических и общественных деятелей. И способствует этому отсутствие должной национальной и религиозной политики государства. Многое совершается спонтанно, необдуманно, а порой и без учета объективных обстоятельств. О многом умалчивается. Так, например, мусульмане Москвы вынуждены молиться на улицах, так как мечетей для них катастрофически не хватает. На 2 млн. человек всего 4 мечети – это же смешно.

— Тем не менее, я не склонен излишне драматизировать. Да, наше российское общество сегодня находится в плену у устойчивых стереотипов, зачастую принесенных извне. Однако осознание того, что мы, граждане России, просто обязаны уживаться друг с другом, уважать друг друга, во многом способствует налаживанию здорового и продуктивного диалога между различными слоями общества. В этом отношении Европа может брать пример с России. Нам во многом удалось сохранить взаимопонимание, выработать опыт совместного проживания.

— А какова роль СМИ в налаживании здорового межцивилизационного и межконфессионального диалога?

— Сегодня СМИ обладают колоссальной властью над сознанием населения. К сожалению, вынужден признать, что современные российские СМИ не всегда и не во всем объективны при освещении того или иного случая. Жажда сенсаций привела к тому, что в сознании россиян через СМИ укрепились такие понятия, как «исламский террорист», «чеченский террорист», «лица кавказской национальности» и прочее. Зачастую именно через СМИ людям прививается неприязненное отношение к выходцам с Кавказа и Средней Азии. Между тем, и у террориста и у простого бандита нет национальности. С этим злом мы должны бороться вместе и на СМИ также лежит ответственность за позиционирование необходимости объединения, а не разделения.

Кроме того, в условия современного информационного бума, можно сказать, что катастрофически не хватает исламских СМИ. С учетом тенденций роста интереса мусульман к своей религии, очень важно создавать просветительские и иные информационные источники, дабы избежать проникновения экстремистской идеологии в сознание молодых мусульман. Сегодня, к сожалению, этому уделяется непростительно малое внимание.

Беседовал Давуд Кахриманов