Её звезда зажглась в 50-е годы после картины «Разные судьбы» и горит до сих пор! Обыкновенное чудо – Татьяна Пилецкая… Которую зал стоя провожал горячими аплодисментами после состоявшегося творческого вечера в историко-краеведческом музее Ессентуков, куда её пригласили Почетной гостьей на IV-й Открытый фестиваль популярных киножанров «Хрустальный ИсточникЪ».
Цепкая, яркая нить разговора. Такая же яркая и долгая жизнь. В которой чего только не было. Эвакуация из блокадного Ленинграда, учеба в Вагановском хореографическом училище, которое эвакуировали в пермскую деревню Курья. Десятки ролей в кино! И каких!
Её невероятное мужество и фантастическая жажда жизни в свои 93 года, которые она проживает интересно, насыщенно и с огромным оптимизмом.
…Татьяна Львовна Пилецкая, в девичестве Урлауб, родилась в далёком 1928 году в Ленинграде в интеллигентной семье. Одними из соседей юной Тани были Сергей Эйзенштейн, и братья Васильевы. Прославленным режиссерам даже в голову не могло прийти тогда, что эта маленькая красивая девочка, живущая по соседству, когда-то станет звездой и покорительницей Венецианского фестиваля, которую будут приглашать европейские киностудии. Но Советский Союз не отпустит её – в те времена не разрешалось советским актёрам сниматься за границей…
Она окончила хореографическое училище по совету крёстного отца – известного художника Петрова-Водкина, который рисовал в детстве её портрет. Ей было уготовано стать великой танцовщицей, но все планы разрушила война. Свою творческую биографию Татьяна начала с кино, а после ухода из кинематографа полностью сконцентрировалась на работе в театре. Сегодня за её плечами около ста сыгранных персонажей в театре и почти полсотни ролей в кино. Она была знакома с Алексеем Толстым, к ней были неравнодушны самые красивые мужчины страны – Георгий Юматов, Олег Стриженов, Александр Вертинский…
Именно с лёгкой руки А. Вертинского, Татьяна снялась в фильмах «Княжна Мери» по произведению Лермонтова «Герой нашего времени», потом последовали «Алеко Дундич», «Дело № 306», «Невеста», «Разные судьбы» (в 1948 г.) – последний стал для актрисы ключевым, и сделал её очень популярной. Ей приходили мешки писем и не давали прохода толпы поклонников.
С 1962 по 1990 год – Пилецкая актриса театра им. Ленинского комсомола, ныне «Балтийский дом», последующие пять лет она работала в Санкт-Петербургском драматическом театре, а в 96-м снова вернулась в свой «Балтийский дом», и остаётся ему верна по сей день. Параллельно Татьяна Львовна играет в антрепризном театре «Приют комедиантов».
В свободное от театра время Пилецкая пишет стихи, прозу. Она – автор книг «Серебряные нити», «Хрустальные дожди», «Да, у всех разные судьбы или биографические эскизы».
На состоявшемся в августе этого года кинофестивале «Хрустальный ИсточникЪ» Народная артистка России Татьяна Пилецкая была награждена премией «За высокое служение искусству», а на «Аллее звёзд», что на Театральной площади Ессентуков, появилась ещё одна звезда с её именем на памятной плите.
Судьба Татьяны Львовны не всегда была усыпана розами, но несмотря на непростые её повороты актриса считает себя несгибаемой оптимисткой. Такой она и остаётся всю жизнь. Актриса по-прежнему тщательно следит за собой, носит каблуки, делает макияж и причёску, и считает, что настоящая женщина при любых обстоятельствах должна выглядеть на все сто.
В одной из авторских программ «Человек-легенда», организованных в рамках фестиваля, мы встретились на творческом вечере с легендарной актрисой, где шёл доверительный разговор о её жизни и творчестве.
-Татьяна Львовна, как начиналась ваша кинотеатральная карьера?
— Так получилось, что моими соседями по дому были режиссёры Сергей Эйзенштейн и Братья Васильевы. И вот, когда я подросла, однажды мне Эйзенштейн сказал, что с такой внешностью надо сниматься в кино. Он попросил мою фотография, сказал, что сейчас будет сниматься фильм, и там роль как раз для меня. Я дала ему фотографию, которую он передал на студию Горького и меня вызвали на кинопробы. Но худсовет меня не утвердил. Я, конечно, очень расстроилась. А через какое-то время приходит вторая телеграмма: «Немедленно выезжайте в Москву, второй худсовет утвердил вас на роль Веры». Фильм снимали в Кисловодске и Пятигорске. После этого фильма я и начала сниматься.
Потом был фильм «Дело №306». Зрители приняли фильм в основном хорошо, но не все однозначно восприняли меня. Многие ассоциировали меня с моей героиней. Присылали много писем с упрёками: «Как ты могла так поступить? Такой чудесный парень!». Впрочем, не только зрители, к сожалению, некоторые режиссёры отказывались меня снимать, говорили, что у меня злые глаза. Меня это очень расстраивало. И мне так не хватало творческих встреч со зрителями, где я могла бы пообщаться с ними, чтобы они лучше узнали меня настоящую, а не по киношным ролям. Это был один из сложных периодов в моей актёрской жизни…
— За всем этим последовал логический переход в театр?
— Ну, не совсем так. Впрочем, это тоже получилось как-то случайно-спонтанно. Однажды ко мне подошёл директор театра Ленинского комсомола и сказал: «Таня, вы не хотите попробовать себя на сцене?» Это был большой риск, потому что зал был самый большой, на 1700 зрительских мест и огромная сцена, надо было так говорить со сцены, чтобы меня было слышно и на последнем ряду. К тому же, у меня не было никакого опыта в сценической работе. До этого я только снималась в кино. Поэтому первые месяцы я так перенапрягалась, что ходила без голоса, микрофонов тогда не было. Но постепенно всё налаживалось, приобретался опыт, научилась владеть голосом, всё стало получаться. Я хорошо помню свои первые гастроли со спектаклем «Человек со звезды». Это был 1963 год. Вот и считайте, сколько лет я уже в театре. Без малого шестьдесят.
Так я совмещала работу в кино и театре. Потом в кино стало меньше съёмок, и я решила, что не буду сидеть сложа руки. Пошла в архив, стала там копаться в интересующих меня материалах. Мне очень понравился запах старых бумаг… Короче говоря, через какое-то время у меня вышла первая книга «Серебряные нити». И мне так понравилось писательство, что я продолжила писать и дальше.
За годы моей работы в театре сменилось шесть режиссёров. Конечно, кому-то из них я не нравилась, и ролей не давали. Тогда я опять садилась за писательство. Так вышла вторая книга. Потом меня пригласили на картину «Вербное воскресенье». Вышла картина. А за ней – моя следующая книга… Так и работаю все эти годы: спектакли, книги, иногда съёмки…
— Сколько сейчас у вас спектаклей, в которых вы заняты?
Сейчас с моим участием идёт три спектакля. Недавно вышла премьера «Семья в подарок». Первоначальное название пьесы было «Пока она умирала» Но я сказала, что с таким названием пьесу играть не буду. Подключился весь театр и придумали новое хорошее название «Семья в подарок». Сейчас мы играем эту премьеру. В антрепризном театре я играю в спектакле «Баба Шанель». Спектакль идёт при полном аншлаге уже шесть лет.
— Не жалеете, что не стали балериной?
Наверное, нет. Когда я вспоминаю своё детство, то думаю, как мама могла меня привести в такою профессию? Неужели она не представляла, какая это адская профессия? Ведь помимо таланта надо иметь физические силы, крепкое здоровье, возможности и при этом, постоянные ограничения. Конечно, занятия балетом мне дали крепкую закалку, форму, может быть, определённую стать. За это я благодарна ему, но всё же хорошо, что я занялась другим видом искусства.
— Недавно вы снялись в фильме Ренаты Литвиновой «Северный ветер», который режиссер привезла на фестиваль. Как вы попали туда на роль?
— Мне позвонили из Москвы и сказали, что для меня есть роль, и пригласили на кастинг. Я приехала в Москву. И когда в конце нашей встречи с Литвиновой я спросила: «Кто ещё будет пробоваться на эту роль?» Она сказала: «После встречи с вами, никто». И меня утвердили на роль Вечной Алисы. Я очень рада что встретилась с этим режиссером, она произвела на меня очень хорошее впечатление. И роль мне тоже понравилась. Сам фильм очень оригинальный, необычный, фэнтези. И роль у меня не совсем обычная.
— На пресс-конференции, которую давала на фестивале Рената Литвинова, рассказывая о своём фильме, она очень положительно отзывалась о вас, называла вас «породистой актрисой старой актёрской школы, которых сейчас очень мало».
— Спасибо ей за тёплые слова обо мне. Мне приятно это слышать, и то, что я не подвела её, как актриса в фильме.
— Вы прожили долгую жизнь, многое пережили, через многие чувства прошли в своей жизни и многое о жизни поняли. Что на ваш взгляд, самое главное в любви?
— Я вам отвечу так. Любовь, – это искреннее, доброе отношение к кому-либо или к чему-либо. Сейчас я уже могу разобраться в людях – кто злой, а кто добрый. В юности часто ошибалась на этот счёт. Мне кажется, доброта и верность в любви, это самое главное. Во всяком случае, для меня это самые важные человеческие качества.
— Расскажите, пожалуйста, о встречах с вашим крёстным отцом
— Случилось это так. Мой папа работал на заводе, и однажды в поезде он познакомился с художником Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным. Они очень подружились, а потом стали дружить семьями, часто ходить друг к другу в гости. И когда родилась я у Кузьмы Сергеевича появилось желание меня окрестить. Так он стал моим крёстным папой. Потом его семья переехала в Пушкино под Ленинградом. И мама с папой часто туда ездили на праздники: на Новый год, на именины, и меня тоже с собой брали. Я подрастала, уже играла на фортепиано, и родители меня часто просили: «Таточка, сыграй нам что-нибудь!». И я играла для всех вечерами. Они тогда жили очень скромно. Помнится, на столе были сардельки и халва, то, что смогли тогда достать в те голодные времена. И вот однажды Кузьма Сергеевич сказал: «Я хочу Татьяну порисовать». На меня надели белое платье, в руки дали куклу. И было, как помню, сеансов пять. Мне было сложно долго сидеть без движения, и он разрешал мне немного побегать, потом я снова садилась позировать. Так родился портрет «Девочка с куклой». Кстати, не так давно произошёл забавный случай в связи с этим портретом. Меня пригласили в Пушкино на творческую встречу со зрителями. Нас повели в лицей, где висят картины. Вдруг, вижу свою картину, где я изображена с куклой, и называется она – «Дочь рыбака». Я засмеялась и говорю им: «Вы меня извините, но это не дочь рыбака… И рассказываю им историю этой картины, как есть. На следующий день я дозвонилась до их начальства и рассказала ему об этой ситуации. Они всё поняли и вернули картине её исконное название – «Девочка с куклой». Вот так мы восстановили историческую справедливость.
— Вы неоднократно восхищались фестивалем «Хрустальный ИсточникЪ». Говорили, что вам здесь всё понравилось: организация фестиваля, кинопрограмма, масса интересных мероприятий, условия проживания и мн. др. Можете вот так, навскидку, вспомнить о каком-нибудь приятном случае, который возможно, произошел здесь с вами и поразил вас?
— Ой, вот, например, первое, что пришло на ум. На открытии фестиваля, вдруг, подул ветер и мне показалось немного прохладно, я с опаской подумала: «Как бы не простудиться». Президент фестиваля Эвклид Кюрдзидис, заметив это, галантно снял свой пиджак и накинул мне на плечи. И тут, вдруг, называют моё имя, приглашают на сцену и вручают прекрасную меховую накидку. Просто какое-то волшебство! Я была поражена, как неожиданно и, главное, как кстати получился этот прекрасный подарок. И мне показалось это волшебным совпадением. Я потом здесь много раз слышала во время фестиваля такую фразу, ставшую крылатой, что «Фестиваль «Хрустальный ИсточникЪ» – это место, где исполняются мечты». Я конечно, не мечтала о норковой накидке. И тем более, это было приятно. Значит здесь исполняются не только мечты.
— Татьяна Львовна и напоследок. Мы знаем, что вы пишете не только прозу, но и стихи. Не могли бы вы прочитать что-нибудь нашим читателям?
— Ну вот, например. Это моё жизненное кредо, и с этим я живу.
Зачем считать мои года,
Когда за ними не угнаться.
Пусть будет лучше, как всегда –
Всего лишь только двадцать!
Немного туши на ресницах,
Немного блеска на губах,
И у друзей на дне рожденья
Пускай мужчины скажут: «Ах!»
Мне никогда не будет столько,
Сколько природа отпустила.
На том стоять я буду стойко,
Как жизнь меня бы не крутила.
Лишь только б солнышко светило
И не болела голова,
Чтоб рядом был со мной любимый,
Все остальное – трын-трава…
— Спасибо большое, Татьяна Львовна, за приятный разговор!
Подготовила Фаина Зименкова